среда, 8 апреля 2020 г.

Е.В. Воскобоева. К вопросу о соотношении старости человека и мира в дневниках Е. Л. Шварца 1940-х гг.


Дневники Евгения Львовича Шварца 1940-х гг. создавались в непростое для писателя и страны время. Шварц пережил первые месяцы блокады Ленинграда, эвакуацию, тяжелую жизнь в Кирове и Сталинабаде, возвращение в Ленинград. В 1942-м году ему исполнилось 46 лет, сам Шварц отмечал в дневниках, что выглядит как старик (сказались и дистрофия, приобретенная во время блокады, и эвакуация), но не чувствует себя таковым: "И вот — позорно моложава / Моя лукавая душа".
Так пишет Шварц в своем стихотворении «Я прожил жизнь свою неправо..», датированном 24 апреля 1945 года. Современники отмечали необычайную легкость характера Шварца, казалось, будто и не было тех потрясений, выпавших на его долю.
Итак, понятие старости в творчестве Шварца (публицистике и художественных текстах) связано прежде всего с категорией времени и является одной из важнейших онтологических категорий, определяющих его поэтику. В контексте лексема «старость» и ее словоформы (старый, старик, старичок, старуха, стареть и пр.) приобретают различные оттенки значения, обозначая многолетность (стародавность), ветхость, дряхлость и обветшалость (старость как возраст), былое (старый как прежний, давний), старость как состояние (старый дом), старшинство (возраст). В целом они выступают маркерами оценки внутреннего состояния человека (физической и умственной идентичности) и внешнего мира, взаимодействующего с человеком.

22 комментария:

  1. Елена Владимировна, а какие есть основания утверждать, что Шварц не считал себя мудрым? В той цитате, которую Вы приводите, нет никаких суждений Шварца о себе. Может быть, что-то еще есть?

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, здравствуйте. Вы правы, одной цитаты недостаточно. В его дневнике очень много отсылок к этому, но в данном случае мы их не привлекали. Думается, что ими можно будет текст статьи дополнить, когда будем готовить его к публикации. Спасибо за комментарий!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! В докладе сходятся многие темы конференции: и проблема номинаций, связь старости и детства, и аналогия старости "внешней" и "внутренней" А есть ли в дневниках Шварца конца 40-х годов размышления о старости политической и социальной? Понятно, что у Л. Лагина, к примеру, соответствующие тексты, неподцензурные, вроде сказки о дряхлом Льве, оставались в рукописях, но в письмах и дневниках, пусть и с оглядкой написанных, но хотя бы отвлеченные суждения на эту тему возможны. Или у Шварца подобного нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интересный вопрос! К сожалению, не знаю, как к Вам обращаться здесь... Не была раньше знакома с дневниками Л. Лагина (теперь взяла на заметку, обязательно с ними постараюсь познакомиться), а вот в дневниках 1940 г. Шварца про старость политическую не сказано ни слова (к слову, этого нельзя сказать о дневниках 1950-х гг.). В любом случае он вел себя достаточно аккуратно и корректно, старался избегать каких-то прямых аллюзий (хотя дневник и писался "в стол", Шварц был готов ко всему). Размышления о социальной старости появились примерно к 1943-1944 гг. и связаны были прежде всего с военной обстановкой в стране. Но их мало: Е. Л. в тот момент более был ориентирован на вписание себя в обстановку, на окружающих людей (при всем интересе к ним и умении наблюдать и вглядываться) сил оставалось мало.

      Удалить
  4. Отмечу, что это уже третий доклад, где докладчики так или иначе обращаются к обращению "старик".

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за замечательный доклад!
    Считаете ли Вы, что Шварц своим описанием старости, своим отношением к ней, доказал что это не только возраст, но и мудрость, которую нужно уважать?
    Можно ли к его произведениям применить высказывание А.С.Пушкина: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок."?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо за интерес к докладу!
      Несомненно, да: старость для Шварца - это органичное сочетание возраста и мудрости, приобретенной с этим возрастом. В редких случаях он называет старика стариком исключительно по возрасту. "Быть" старым и "выглядеть" старым - у Шварца это разные понятия. И если говорить именно про "Сказку о потерянном времени", например, то, несомненно, применить высказывание Пушкина к ней можно, как по сути и к любому его детскому произведению (независимо от транслирования в него идеи старости и пр.).

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за доклад, Елена Владимировна!
    Хотелось бы задать Вам вопрос. Почти во всех воспоминаниях Е. Шварца мы сталкиваемся с негативным отношением ко внутренней старости, о чем свидетельствует даже нежелание стареть самого писателя. А каково тогда отношение Е. Шварца к биологической старости при возможной внутренней молодости?
    С уважением, Климова Екатерина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Екатерина! Спасибо! Биологическая старость неизбежна. К таким явлениям Шварц относится с уважением, это законы природы, как рассвет и закат. Меняется лишь внешний вид при наступлении старости, в душе человек может остаться прежним. Нестареющий душой Шварц выглядел достаточно молодо для своих лет, на момент эвакуации ему было более сорока лет, но ему столько и не давали (он очень похудел, пальто на нем висело, в Ленинграде его с трудом узнавали). Возраст - это лишь цифра: в дневниках в свои дни рождения он всегда указывал свой возраст, акцентируя внимание именно на числовом значении. Для него это число - как повод подведения итогов, размышления о том, что сделано, а что еще предстоит сделать.

      Удалить
  8. Здравствуйте! Спасибо вам за замечательный доклад.
    Меня заинтересовало ваше примечание о том, что Евгений Львович не употребляет слово "старец" по отношению к носителям мудрости. Как вы думаете, в чём же кроется причина этого?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Татьяна, спасибо за вопрос! Если честно, пока не могу дать внятный ответ. Когда сама обратила на это внимание - задумалась, начала искать по текстам возможные употребления этого номинатива, но - увы! Возможно, это материал для будущего исследования.

      Удалить
  9. Спасибо за интересный доклад, Елена Владимировна! Меня заинтересовало, с чем связано нежелание Е.Л. Шварца не признавать себя стариком? Ведь под влиянием столь трагических событий всё состарились не только физически, но и душевно. И связано ли это как-то со "Сказкой о потерянном времени", где дети, превратившиеся в стариков, не хотят этого признавать?
    С уважением, Сафронова Мария.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. прошу прощения, "признавать" вместо "не признавать".

      Удалить
    2. Уважаемая Мария! Спасибо за вопрос! Несомненно, Шварц, не желая признавать себя стариком по возрасту, всегда реагировал на этот самый возраст и в дневниках постоянно указывал на его числовое значение. Для Шварца возраст - это понимание опыта, личного и исторического, это принятие опыта. Он всегда жалел, что мало сделал, мало написал и опубликовал (правда, не всегда всё от него зависело), и возраст был для него напоминанием об этом. Поэтому и тема времени, неразрывно связанная у Шварца с темой старости, оказывается одной из центральных: чем старше, тем меньше времени на достижение каких-то целей.

      Удалить
  10. Здравствуйте! Спасибо за интересный доклад. Е. Л. Шварц считал, что старость – это не только возраст, но и мудрость. Сам полагал, что недостаточно мудр, потому и не смел называться «старым». Хотя, изучив биографию, мы знаем, что ему было 46 лет. В наше время люди в таком возрасте уже имеют большой жизненный опыт. Так что же для Е. Л. Шварца значит мудрость?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Мария, спасибо за вопрос! Смею предположить, что отчасти мудрость для Шварца связана как раз с теми "старцами", о которых он никогда не упоминал в своих текстах. Понимая мудрость как высшее человеческое и нравственное знание, Шварц осознавал при этом, что в тяжелые времена это знание бесполезно: мудрым становился тот, кто умел торговаться на рынке или экономить, или правильно рассчитать гонорар и растянуть его на месяц. То есть происходит замена понятия: мудрость как бытовое знание. Так, мудрость - это и понимание жизни как таковой (с учетом определенного жизненного опыта), и умение жить (то есть бытовая приспособленность).

      Удалить
  11. Светлана Соколова20 апреля 2020 г. в 21:07

    Здравствуйте! Читая другие доклады, я нигде не заметила различение старости как у Е.Л. Шварца (очень пожилые и старые). Елена Владимировна, как вы думаете, почему приводится такое деление, и что служит гранью?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Светлана, спасибо за вопрос! Шварц различает очень пожилых и старых прежде всего по их возрасту: самый старший из них - старый. Но важный момент: это различение лишь физического характера, мы можем определить, кто из двух людей старше, по их внешнему виду. По крайней мере, Шварц обращался лишь к этому критерию.

      Удалить
  12. Александра Гуляева20 апреля 2020 г. в 22:11

    Елена Владимировна, спасибо Вам за интереснейший доклад! Вами была сформулировала мысль о том, что лексема «старость» и её словоформы приобретают несколько значений: «многолетность (стародавность), ветхость, дряхлость и обветшалость (старость как возраст), былое (старый как прежний, давний), старость как состояние (старый дом), старшинство (возраст)». Также вы упомянули, что иногда понятие приобретает негативную эмоциональную окраску, а иногда – позитивную. Не обращали ли Вы внимание, существует ли закономерность в том, по отношению к каким оттенкам значения лексемы «старость» чаще всего возникает негативная коннотация, а к каким - позитивная?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Александра, спасибо за вопрос и интересный комментарий! Чаще всего лексема "старость" и ее словоформы приобретают положительную окраску, негативным их делает контекст: приятные старики на сталинабадском рынке, улыбающиеся и предлагающие вкусные фрукты, несомненно, положительнее злых стариков из возможного произведения. Еще одна особенность - это различение мира реального и литературного: именно в художественных текстах Шварц чаще всего наделяет стариков негативной характеристикой. И значение старости как возраста, конечно, более всех в этом отношении вариативно.

      Удалить