среда, 8 апреля 2020 г.

П.С. Громова. Инфернальная старость: образы стариков в русской романтической повести


«Молодость! молодость! Романтизм…» - восклицает герой одной из повестей В. Ф. Одоевского. Действительно, романтизм ассоциируется с юностью, он воплощает присущий ей дух бунтарства, свободного творчества, духовного поиска – всего того, что, несмотря на известную неоднозначность, представляется романтикам желанным и притягательным. В этой связи неизбежно выстраивается оппозиция «юность-старость», в которой старость должна вызывать неприятные ассоциации. Это не совсем так. В романтической литературе образ старого человека является глубоким, многомерным и два ли не более сложным, чем образ молодого (например, образ доктора Проспера Альпануса в повести «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» или архивариуса Линдгорста в повести «Золотой горшок» Э. Т. А. Гофмана). Однако в одной из жанровых разновидностей русской романтической повести, а именно в фантастических повестях, можно обнаружить тенденцию изображения старости как страшного, противоестественного, инфернального явления. В стариках и старухах воплощаются человеческие страхи и темные стороны действительности.
В образах стариков в романтической фантастике выражается романтическая концепция двоемирия. Они свидетельствуют о загадочности явления старения и смерти для писателей и стремлении эти явления постичь.

24 комментария:

  1. А про "Пиковую даму" забыли: "Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма".

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Предшествующий вопрос позволяет поставить и проблему романтической иронии. Старость ведь не только инфернальна, но подчас и смешна; насколько частотно такое сочетание в романтической повести и связано ли оно с проблемой двоемирия?

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати по поводу Лермонтова: Что касается «особой атмосферы, в которой будут развиваться события и в которую автор стремиться погрузить своего читателя как можно скорее», то вслед за нейтральным «Лесным царем» Шуберта, вторым фактором, такого погружения видится ложный адрес. Лугин, перейдя Кокушкин мост, т.е. выйдя как раз на Столярный переулок, почему-то ищет его и, получает подсказку: «.. а вот идите прямо по Малой Мещанской, и тотчас направо, – первый переулок и будет Столярный». И это при реальности самого Столярного переулка и Малой Мещанской. Сам же путь по ним фантастичен! С.В.Ф.

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо за доклад, Полина Сергеевна!
    Скажите, в объёме проанализированной Вами литературы, «страшная старость» чаще представлена в бытовом или мистическом свете? С чем это связано?

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое, очень интересный материал! Как Вы считаете, можно ли отнести колдуна из повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" к типу инфернальных стариков? И встречались ли среди персонажей-стариков, овеянных мистическим ореолом, положительные персонажи в романтических фантастических повестях?

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за доклад, Полина Сергеевна!
    Как Вам кажется, с какой целью авторы произведений, столь внимательны в описании глаз и взгляда стариков? И может ли это быть связано с мифологическими представлениями людей о магической силе взгляда, гипнозе?

    ОтветитьУдалить
  7. И опять мотив возвращения стариков! Интересно, это бегство о смерти/забвения или результат проклятия?

    ОтветитьУдалить
  8. Соколова Анастасия13 апреля 2020 г. в 21:33

    Спасибо за интересный доклад, Полина Сергеевна! Безусловно ли все фантастические повести романтиков связаны с негативным отражением старости? Встречалось ли её восприятие как нечто светлого?

    ОтветитьУдалить
  9. Барзова Анастасия15 апреля 2020 г. в 14:10

    Полина Сергеевна, спасибо за доклад! Вы пишите о том, что некоторые авторы "обычно не раскрывают "истории становления" инфернальных стариков", а где-то, наоборот, рассказывают историю их жизни полностью. Как Вы думаете, с чем это связно? Почему в каких-то произведениях автор отделяет стариков от их прошлого, не рассказывает причину их "превращения" в безумных, страшных, а где-то показывают прямую связь причин и следствий.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо автору за доклад!
    Вами было упомянуто, что инфернальная природа старости исходит из того пограничного состояния между жизнью и смертью, в котором находятся люди определенного возраста. Можно ли подобным образом объяснить тот факт, что в фольклоре баба Яга представляется именно старухой? Ведь по теории Владимира Яковлевича Проппа, эта нечистая сила живет в избушке на опушке и является как бы проводником в другой мир. А все описания "Зубы на полке" и "нос в потолок врос" определяют ее избушка как гроб. Следовательно, это уже не пограничное состояние, а скорее мир смерти. Каково Ваше мнение по данному вопросу?

    ОтветитьУдалить
  11. Полина Сергеевна, почему писатели-романтики не раскрывают «истории становления» инфернальных стариков? Они это делают намеренно? Если да, то с какой целью?

    ОтветитьУдалить
  12. Полина Сергеевна, спасибо за интересный доклад! У меня возник вопрос: может ли образ пожилого человека совпадать с образом взрослого человека? Или при старении обязательно меняется и мировоззрение? Есть ли произведения, в которых это прослеживается?

    ОтветитьУдалить
  13. Полина Сергеевна, здравствуйте! Спасибо за увлекательный доклад! У меня несколько вопросов. В начале сообщения Вы отмечаете, что в романтических повестях есть акцент на глаза, можно ли это связать с высказыванием "глаза - зеркало души"? Так же говорится о портретах, возможно ли, что портрет - это тоже проявление романтического двоемирия, будто портрет является проявлением чего-то зловещего, потустороннего?

    ОтветитьУдалить
  14. Юлия Крячкова19 апреля 2020 г. в 15:22

    Спасибо за увлекательный доклад! Возник вопрос: можно ли воспринимать мистичность портретов стариков и старух и их описание другими героями, как эффект "зловещей долины", который возникает в связи с тем, что старость деформирует определенным образом тело человека?

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Полина Сергеевна! Спасибо большое за доклад.
    Можно ли утверждать, что романтическая двойственность в отношении образа старости сочетается с неоднозначным пониманием старости непосредственно в русском фольклоре? Как мы знаем, романтики с большим уважением и с вниманием относились к фольклору.
    В русских пословицах видим упоминание старости как немощи: «Придет старость — придет и слабость», «Старость не радость, не красные дни»; выражается тоска по прошедшей юности: «Уплыли годы, как вешние воды». Особенно интересна пословица «На седину бес падок» в контексте Вашего доклада. «Старость с добром не приходит». Но вместе с тем в некоторых пословицах слышится наказ уважать старость: «Не смейся над старым — сам будешь стар». Кроме того, закладывается мысль о том, что старость – это не признак глупости. Напротив, в старом теле может быть заключен молодой ум: «Стар годами, да молод умом».
    Можно ли считать восприятие старости одновременно и проявлением двойственности романтизма, и проявлением «русскости»?

    ОтветитьУдалить
  16. Полина Сергеевна, здравствуйте! Большое спасибо за интересный доклад. Как Вы считаете, почему в русской литературе чаще всего описывается образ «старухи», а не «старика»? И можно ли утверждать, что за фигурами старика и старухи стоит сходное содержание?

    ОтветитьУдалить
  17. Полина Сергеевна, здравствуйте. Спасибо за доклад. Возник вопрос, почему гадалок и ведьм изображали дряхлыми старухами, а не цыганками?
    Экзотическое в фантастических повестях больше притягивает героев загадочностью или отталкивает своей опасностью?

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте, Полина Сергеевана! Доклад очень содержательный и интересный! Хотел бы задать Вам вопрос. Как Вы считаете, "пограничное состояние" - это наказание, связанное с законом Божьим или путь наказания, который придуман писателем в целях "Кары" героя ?

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо за интересный доклад, Полина Сергеевна! Однако при чтении у меня возник вопрос. Почему именно в глазах заключается та самая «странная живость»? Причём, если у Н. В. Гоголя будто бы околдованы глаза в портрете «Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью», у М. Ю. Лермонтова околдованы глаза смотрящего «…в выражении лица, особенно губ, дышала такая страшная жизнь, что нельзя было глаз оторвать»?

    ОтветитьУдалить
  20. Полина Сергеевна,здравствуйте! Спасибо за Ваш увлекательный и содержательный доклад. Как вы считаете, какие элементы биографий важны в повестях, чтобы показать «историю становления» инфернальных стариков?

    ОтветитьУдалить
  21. Ксения Загребина20 апреля 2020 г. в 17:48

    Здравствуйте, Полина Сергеевна.Вы упоминали, что в традиционных сказках представлены разные типы старости. Вопрос заключается в том, может ли герой совмещать в себе не только один тип? Может ли он меняться и переходить из одного в другой?

    ОтветитьУдалить
  22. Кравцова Мария1 мая 2020 г. в 07:05

    Здравствуйте. Спасибо за доклад!
    Как Вы считаете, почему биографических подробностей, повествующих о становлении инфернальных стариков, не так много? Способствует ли обилие подобных деталей утрате мистического ореола?

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте! Спасибо за доклад! Можно ли сказать, что портрет ростовщика, изображенный в произведении Н.В. Гоголя в какой-то степени является инструментом демонической власти над людьми?

    ОтветитьУдалить