Желание вернуться в
прошлое, чтобы исправить допущенные ошибки и жить «набело», испытывал,
наверное, каждый. В жизни эта мечта неосуществима, но искусство дает такую
возможность, поэтому сюжеты типа «день сурка» или «назад в будущее» стали
достаточно популярны в фантастике всех жанров. В контексте проблематики нашей
конференции наибольший интерес представляют произведения, где главному герою удается вернуться в свою
юность и заново ее пережить в улучшенном варианте.
Буквально за
последние несколько лет лет было написано множество произведений на эту тему, таких как
трилогия М. Королюка «Квинт Лициний», дилогия Н. Дронта «В ту же реку», а
также романы А. Санфирова «Назад в
юность», «Вовка центровой», «Вторая жизнь», «Лыжник»; В. Стрелкова
«Случайный билет в детство», А. Дроздова «Реваншист», «Шанс» С. Савелова и
др. Этот список не выглядит
слишком большим, а сами произведения теряются в общем потоке популярных
произведений о «попаданцах» в прошлое, в том числе и таких, где сознание
пожилых людей также переносится в их же юные тела, но все герои озабочены в
первую очередь спасением СССР. Это циклы «Дитя», «Маньяк в Союзе» и «Мальчик из
будущего» В. Поселягина, «Дембель неизбежен» О. Здрава, «Вперед в СССР» Р.
Соловьева, «Прерванная поездка» Е. Пикринова, романы «Отпуск в СССР» В.
Молотова, «Берс» В. Хлебникова, «Город Солнца» А. Лунева,
«Нетрадиция» А. Семенова, «Последний солдат СССР» А. Шу, «Режим бога» и «Я спас
СССР» А. Вязовского, «Анютины глазки» С. Тамбовского, «Между молотом и
наковальней» С. Манцаева, «Против течения» Б. Рогова, «Еще не поздно» П. Дмитриева
и многие другие.
В этих произведениях
сплетаются воедино несколько трендов: ностальгия по собственной юности,
позитивная мифологизация советского прошлого, футурошок, то есть неприятие
итогов Перестройки и дальней капитализации всей страны и, как правило,
критическое отношение к т.н. коллективному Западу во всех аспектах. Обращение к
биографическому материалу в данном случае выглядит закономерным на фоне полной
деконструкции исторического дискурса, произошедшей в последние тридцать лет.
После всех «разоблачений», «деконструкции мифов» и «заполнения белых пятен
истории» собственная память становится
единственным достаточно надежным источником знания о советском прошлом, при
этом огромная дистанция, отделяющая автора от этого времени, окрашивает его в
позитивные ностальгические тона, а футурошок, то есть негативная оценка
настоящего, вносит в этот процесс рефлексии политические и идеологические
мотивы.
В этом докладе, простите, темы "старости", обсуждаемой на нашей конференции нет вообще. Поэтому и комментировать мне нечего.
ОтветитьУдалитьВозможно я недостаточно четко обозначил - но здесь бегство от старости и попытка воспользоваться капиталом опыта
УдалитьЭто замечательные метафоры, адресованные нынешним ностальгирующим старцам.
ОтветитьУдалитьНу да, в данном случае главным содержанием старости становится ностальгия
УдалитьСпасибо! Интересно, что большинство перечисленных авторов - это как раз зрелые, сложившиеся люди, финансисты, военные, историки; а пишут они ностальгические вещи, в которых "старость" - это действительно метафора. Но переселение в тело Брежнева или Андропова в "низовой" попаданческой фантастике (частый случай) - это как раз попытка омоложения старости, а вот в книге Королюка - процесс обратный, отсюда и вопросы; автор пытается сделать "взрослым" условного "юного пионера". Есть ли принципиальная разница между текстами, в которых "старое тело" принадлежит историческому персонажу, и сочинениями, где "носитель" - вымышленное лицо?
ОтветитьУдалитьИ есть ли аналоги подобного переноса в западной хронофантастике? (Не контркультурной - там понятно, "Вверх по линии" Силверберга, Пирс Энтони и др., а в современной)?
Насчет западной хронофантастики пока не знаю. Что касается нашей, то разница есть - попаданцы в тело Брежнев спасают ТОЛЬКО СССР, а попаданцы в себя - переживают свою юность заново, исправляют ошибки, спасают свою биографию. Королюк в этом смысле нетипичен, он смешал два тернда и на этом запутался, закончить так и не смог.
УдалитьВозможно я недостаточно четко обозначил - но здесь бегство от старости и попытка воспользоваться капиталом опыта
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный и свежий доклад, Александр Михайлович!
ОтветитьУдалитьКак Вы считаете, в связи с чем в произведениях цикла "Квинт Лициний" герой стремится к материальному обогащению, несмотря на то, что во времена его советской юности его это не волновало?
С уважением, Климова Екатерина.
Спасибо за вопрос. Как мне кажется, герой стремится не обогащению как таковому, а к реализации нереализованных юношеских фантазий, начиная от любви и заканчивая новыми джинсами. И это его сильно волновало в юности, так, что пришлось вернуться
УдалитьАлександр Михайлович, спасибо за доклад! Очень интересный!
ОтветитьУдалитьКак Вы считаете, "попытка воспользоваться капиталом опыта"
Данный опыт, (метафорично, кончено же) относится к "эмпирическому" или "теоретическому" методу. Спасибо!
Мне кажется, что данный опыт цеен именно как эмпирический.
УдалитьЗдравствуйте! Спасибо за интересный доклад. Меня очень озадачил вопрос: почему за последние десятилетие в России обрело популярность такое направление как хронофантастика? И кто стал первым писателем в данном направлении в нашей стране?
ОтветитьУдалитьПовышенная популярность хронофантастики - явный симптом недовольства историей и настоящим положением, отсюда желание все исправить. К тому же это часть идеологической полемики, пероценка прошлого.
УдалитьА кто был первым.... Вообще-то хронофантастика всегда популярна. Но если брать как направление, то это наверное Василий Звягинцев со свои "Одиссеем", который "покидает Итаку" конец 1980-х, а дальше в 1990 подключились другие. Да, еще К. Булычев многое сделал примено в то же время.