среда, 8 апреля 2020 г.

А.А. Рыбакова. «Горе тому, у кого её не будет под старость!»: Роль «старой сказки» в жизни героев хроники «Соборяне» Н.С. Лескова


Н.С. Лесков писал: «Старое время, конечно, не следует считать лучшим временем во всех отношениях, но недостойно отвращать глаза от того, что дало заведомо добрые плоды[1]. Во многом подобное мироощущение писателя отражается и в понятии «старая сказка», являющемся ключевым для хроники «Соборяне». Известно, что изначально писатель задумывал «грандиозное полотно, представляющее Россию, начиная с самых ее истоков, которое позволило бы изобразить лучшие типы патриархального прошлого перед лицом современного поколения»[2]. Впоследствии воплотить этот замысел не удалось, и отдельные сцены, герои, сюжетные линии, размышления автора стали материалом для других произведений, в том числе хроник[3] («Соборяне», «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род»).
В хронике «Соборяне» старикам будущее не представлялось оптимистичным, поскольку именно в старости герои ощущают связь со «старой сказкой», то есть с традициями, национальными основами жизни и историческим прошлым в отличие от молодого поколения, которое увлечено всем новым. Это мошенник Термосёсов, нигилистка Бизюкина и учитель Препотенский. К ним же можно отнести и предводителя дворянства Туганова, который равнодушно смотрел на то, что происходило в Старгороде и не хотел помочь Туберозову. Совсем не лучшая смена тому, что уходит в прошлое. Новая действительность разрушает «старую сказку» своим отрицанием или игнорированием того, что складывалось веками и что, по мнению Лескова, могло бы дать «добрые плоды». Со смертью главных героев уходит в прошлое и забывается «старая сказка».

22 комментария:

  1. Спасибо за доклад.
    У меня вопрос: насколько Лескову важен именно возраст героя при характеристике его мировоззрения? Поскольку 1. в хронике есть и положительные молодые герои; 2. Варнава и Бизюкина меняются в Петербурге, хотя явно постареть не успели. Кроме того, можно ли сказать, что Туберозов так активно полемизирует с современностью и платится за это, защищая именно «старую сказку»? Лесков, как известно, был очень внимателен к жанровым дефинициям, почему он в данном случае выбирает слово «сказка»?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопросы, Илона Витаутасовна!
      Возраст важен для Лескова при характеристике мировоззрения героев. Однако нельзя сказать, что молодой герой всегда условно отрицательный, а старый – положительный. Важно для нас, что в старости герои ощущают связь со «старой сказкой», то есть с традициями, национальными основами жизни и историческим прошлым, а молодое поколение либо увлечено всем новым и игнорирует, отрицает то, что складывалось веками, либо равнодушно ко всему, например, предводитель дворянства Туганов с безразличием относится к тому, что происходит в Старгороде.
      Бизюкина и Варнава не меняются, они не приходят к тому, что нужно жить в гармонии и с прошлым, и с настоящим. Однако, действительно, жизнь Варнавы в Петербурге меняется, о его судьбе мы узнаем со слов Ахиллы: Препотенский женился на «барышне, которая гораздо всякой дамы строже и судит все против брака, а Варнаву, говорят, нередко бьет, и он теперь уже совсем не такой: сам мне открылся, что если бы не опасался жены, то готов бы даже за бога в газете заступиться, и ругательски ругает госпожу Бизюкину, а особливо Термосесова» (4, 276). Возможно, здесь можно провести аналогию с судьбой Висленева из романа «На ножах». Варнава женится, но можно предположить, что это произошло из принципа. Однако нельзя сказать, что Препотенский изменился, хоть он и разочаровался в новой действительности, так как его постоянно обманывали и использовали, но его готовность «за бога в газете заступиться» звучит комично.
      Можно ли сказать, что Туберозов так активно полемизирует с современностью и платится за это, защищая именно «старую сказку»? Думаю, что не совсем так. Туберозов полемизирует с действительностью, но платится он не только за защиту «старой сказки». Туберозов хотел и духовного обновления паствы, и в то же время сохранения и возрождения лучшего из того, что складывалось веками.
      Следует отметить, что именно с этим героем в первую очередь связано понятие «старая сказка». И.П. Видуэцкая пишет, что «”старая сказка” – это историческая память как отдельного человека, так и целого народа, это ощущение своей связи с предками, с национальными основами жизни».
      Как известно, сказка передавалась из уст в уста, и, следовательно, постоянно претерпевала изменения вместе с меняющейся действительностью. Однако сказка все равно сохраняла и отражала мировоззрение народа на разных этапах развития. Кроме того, Лесков часто использует сказочные элементы, обращается к фольклору.

      Удалить
    2. И все же не соглашусь: У Лескова мировоззренческие различия не связаны с возрастом, и в "Соборянах" есть образы молодых людей, симпатизирующих Туберозову, и в "Захудалом роде", и в обоих полемических романах. А в его понимании "сказки", судя по публицистике и эпистолярию (особенно) элемент спасительного вымысла тоже был. Мне кажется, это нужно в данном случае учитывать как вариант трансформации опыта.

      Удалить
  2. Анна Алексеевна, а можно ли соотнести понятие «старая сказка» с антинигилистическими романами Лескова?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос, Светлана Анатольевна. Понятие "старая сказка" не упоминается в антинигилистических романах Н.С. Лескова. Однако, если обратиться к изучению прошлого в этих романах, то, возможно, получится соотнести его с понятием "старая сказка". Кроме того, история создания романа "На ножах" тесно связана с написанием хроники "Соборяне".

      Удалить
  3. Спасибо! Связано ли у Лескова "время героя" и "время действия"? Оценка "старости" в книге о "старом времени" и о "времени новом" будет ли различаться?

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за вопросы. Я думаю, что пропадает связь между прошлым и настоящим. Молодое поколение увлечено всем новым, оно отрицает, игнорирует прошлое, либо с равнодушием к нему относится. Старики же связаны с прошлым, для новой действительности они бесполезны. Интересно, что Туберозов в молодости ценил прошлое, чувствовал связь с ним, но в то же время понимал необходимость обновления.
    Мне кажется, что старость оценивается по-разному. Если посмотреть на отношение Савелия Туберозова к старухе Плодомасовой в "Соборянах или взять всю хронику "Старые годы в селе Плодомасове", то увидим, что, конечно, между молодыми и старыми присутствуют разногласия, иногда непонимание и удивление, но есть уважение, к мнению стариков прислушиваются. Препотенский, Бизюкина, Термосесов отрицают, игнорируют стариков, наверное, можно сказать, считают их бесполезными.

    ОтветитьУдалить
  5. Анна Алексеевна, а как прием говорящей фамилии связан со «старой сказкой» у Лескова?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Исследователи пишут, что фамилии в хронике "Соборяне" выполняют характерологическую функцию.Логично, что у отрицательных героев фамилии имеют негативную семантику. Со "старой сказкой" я бы не стала их как-то связывать.

      Удалить
  6. Анна Алексеевна, очень интересный доклад, спасибо! Возник такой вопрос: скажите, пожалуйста, в своей работе Вы пишете, что именно в старости герои чувствуют связь с историей, со "старой сказкой", в отличие от молодого поколения, которое увлечено всем новым. На Ваш взгляд, а будет ли вот это "молодое поколение", когда само состарится, чувствовать такую же связь уже со своей нигилистической историей и традициями своего времени? Может ли та философия, согласно которой живут Препотенский, Бирюзкина, Термосесов сейчас, стать новой "старой сказкой" в будущем? Или психология таких героев не способна к подобной рефлексии?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интересный вопрос. В данном случае следует обратиться к антинигилистическим романам Н.С. Лескова. В романе "Некуда" нигилистам оказывается некуда идти. Истинные нигилисты погибают в молодости. Мошенники же, которые из-за личной выгоды примкнули к движению, просто расходятся. Конечно же, надо подробно это все смотреть и изучать.

      Удалить
  7. Екатерина Кузина18 апреля 2020 г. в 02:11

    Спасибо за такой интересный доклад, Анна Алексеевна. После прочтения у меня возникло несколько вопросов. Насколько мне известно, Н. С. Лесков подчёркивал, что "Соборяне" является не романом, а хроникой. В чём состоит принципиальная важность указания данного жанра для произведения? И как считаете лично Вы, насколько негативно на общество может повлиять отказ молодого поколения в "Соборянах" от "старой сказки"? Или всё же в этом есть определённые положительные черты? На мой взгляд, забывать о прошлом никогда не стоит, а строить новое можно только на фундаменте предыдущих поколений, но мне интересно было бы услышать Ваше мнение насчёт данного вопроса.

    ОтветитьУдалить
  8. Анна Алексеевна, спасибо за доклад! У меня возник вопрос. В произведении Тургенева "Отцы и дети", которое было написано раньше хроники Лескова, тоже звучит тема нигилизма. Можно ли считать это отсылкой к Тургеневу? Или же при написании произведения Лесков опирался лишь на свой жизненный опыт?

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Анна Алексеевна! Спасибо большое за доклад.
    Какая прослеживается связь произведения «Соборяне» Н. С. Лескова с другими произведениями антинигилистического характера (не только XIX в.)? И есть ли в других произведениях, как в хронике Н. С. Лескова, обращение к мотиву старости в этом ключе?

    ОтветитьУдалить
  10. Анна Алексеевна, спасибо за интересный доклад! Молодому поколению свойственно стремиться к чему-то новому, и лишь с возрастом они начинают ценить то, что им заверено старшими. Можно ли утверждать, что все герои хроники находятся в определенном цикле, и с годами все они поймут значимость «старой сказки»?

    ОтветитьУдалить
  11. Арина Осипова20 апреля 2020 г. в 16:53

    Здравствуйте, спасибо за увлекательный доклад! У меня возник вопрос. В каких произведениях Н.С. Лескова сюжеты построены также на сопоставлении настоящего с прошлым?

    ОтветитьУдалить
  12. Светлана Соколова20 апреля 2020 г. в 19:20

    Здравствуйте, спасибо за очень познавательный доклад! Анна Алексеевна, как вы считаете, можно ли соотнести героев Н.С. Лескова с героями произведения Тургенева "Отцы и дети"?

    ОтветитьУдалить
  13. Ангелина Халяпина22 апреля 2020 г. в 01:05

    Чудесный доклад, над прод произведение которого стоит действительно задуматься. Возникает вопрос, как Вы думаете, почему старое поколение в произведениях так боится будущего, ведь со временем социальный уклад общества становится только лучше

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Анна Алексеевна, спасибо за доклад! На рубеже 20-21-го веков значительно возрос интерес литературоведов к творческому наследию Лескова. Активно идет пересмотр его философских, этических, религиозных взглядов. Как Вы думаете с чем это связано?

    ОтветитьУдалить
  15. Кравцова Мария1 мая 2020 г. в 07:07

    Здравствуйте. Спасибо за доклад!
    Как Вы считаете, можно ли утверждать, что уже в самом названии Старгорода зафиксирована установка Лескова на консерватизм?

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте! Спасибо большое за доклад!
    Как Вы думаете, можно ли утверждать, что три главных персонажа в произведении являются отсылкой к сакральному значению числа три, столь важному для "старой сказки"?

    ОтветитьУдалить
  17. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить