среда, 8 апреля 2020 г.

Ли Цун. «Старость» Китая во «Фрегате “Паллада”» И.А. Гончарова


Книга «Фрегат “Паллада”» И.А. Гончарова одно из первых русских произведений, в котором описан Китай середины XIX века. Писатель создает «особый мир» из всего увиденного, изображает развивающуюся картину Вселенной. Во «Фрегате “Паллада”» формирование государств и путь их становления, путь взросления лежит в центре внимания.
В японских главах о Китае и Японии Гончаров пишет: «...у обоих одна и та же цивилизация, под влиянием которой оба народа, как два брата в семье, росли, развивались, созревали и состарелись». Если в романах говорится о возрасте человека, то во «Фрегате Паллада» речь идёт о возрастах различных государств. Возраст Китая в целом во «Фрегате “Паллада”» Гончарова оценивается по-разному. Каждая возрастная стадия государства не существует изолированно. Возрастная категория старости Китая сосуществует с новой, молодой стадией. И если даже исключить влияние империалистического вторжения на Китай, сам Китай имеет характер старости. Мы надеемся, что, изучая эту тему, мы сможем лучше понять творческие замыслы Гончарова и углубиться в ядро этого произведения.

12 комментариев:

  1. Добрый день. Вы говорите, что повстанцы, участники восстания тайпинов, носят другой костюм, лба уже они не бреют, и это означает, что некоторые из китайцев уже начали переходить к следующей возрастной категории. Что это за категория? Что идет после старости? Если наступает обновление, то возрастная система оказывается циклической?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, спасибо за Ваш вопрос! Китай состарился в отрочестве, но уже появляются признаки перехода в следующую стадию, это юность. Здесь говорится о спиральном развитии. Каждая страна обязательно проживает пять возрастов: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. В каждом возрасте повторяются одни и те же стадии. Например, у Гончарова Англия не старит, а наоборот молодит. За старостью опять приходит молодость.

      Удалить
  2. Цун, у меня вопрос не по теме. Скажите, а в китайской литературе сложился какой-то традиционный образ старика/старухи? Есть ли какие-то доминирующие признаки старости? С чем она ассоциируется?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Светлана Анатольевна, спасибо за Ваш вопрос! В китайской литературе пожилые люди в традиционных обществах являются представителями культурных и ценностных норм и защитниками порядка, передавая и регулируя знания молодежи. Старик представляет этический порядок и моральный авторитет, но также представляет мудрость жизни. Китайская пословица гласит: старик в семье что драгоценность в доме. В китайских мифах и легендах пожилые люди были сформированы как образ мудрых, долгоживущих. В китайской литературной традиции народные сказки часто имеют такие сюжеты: как только у героя или ребенка будут большие проблемы, найдется находчивый старик с магической силой, который сможет прийти и помочь вовремя. В современной китайской литературе многие образы стариков получили отрицательные культурные коннотации как антагонисты современной гетерогенной культуры, несущие многие негативные ценности, такие как самодержавие, упадок, консерватизм, отсталость и невежество. Формирование образа стариков представляет собой общее социальное познание в течение более длительного периода времени.

      Удалить
  3. Цун, спасибо за доклад. Хорошо бы в статье не забыть сослаться на предыдущие Ваши статьи по этой теме в рамках проекта "Время как сюжет".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемый Сергей Викторович! Спасибо за Ваше предложение!

      Удалить
  4. Здравствуйте! Спасибо за вашу работу! У меня вопрос: можно ли назвать данное произведение политическим?

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Евгения, спасибо за Ваш вопрос! Книга была написана автором в качестве секретаря во время экспедиции на фрегате «Паллада» в 1852—1855 годах. Стоит отметить, что цель экспедиции заключалась в том, чтобы подписать торговый договор с Японией. У него есть своя политическая позиция, но это ещё литературно-художественное произведение. Гончаров умел наблюдать за жизнью человека разных народов и создавать собственные образы, и национальные, и личные. Описание реальной жизни разных народов и национальностей сочетается в очерках с воображениями и рассуждениями автора. «Фрегат “Паллада”» является произведением, сочетающим исторический материал с художественной увлекательностью, и важно для характеристики идейно-политических взглядов Гончарова.

    ОтветитьУдалить
  6. Герасимова Светлана15 апреля 2020 г. в 16:04

    Спасибо за интересный доклад! Вы написали, что автор критиковал китайцев за то, что они придерживаются старых традиций. Получается, что сохранение старых традиций неизбежно ведет к старости? И быстрое старение государства будет иметь негативные последствия, чем старение в определенный цикл развития?

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Ли Цун! В первую очередь хочу поблагодарить Вас за увлекательный и информативный доклад. В процессе чтения у меня возникли следующие вопросы. Вы сказали, что, по мнению С.А. Васильевой, Гончаровым раскрываются приметы спирального исторического времени человечества и каждая страна обязательно проживает пять возрастов: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Скажите, пожалуйста, где-нибудь в тексте у Ивана Алексеевича сказано, сколько примерно времени (десятилетий, веков, тысячелетий) "проживает" государство на том или ином этапе своего возраста? На Ваш взгляд, какие события могут ознаменовать переход от одного периода зрелости к другому?
    Заранее спасибо за ответ и успехов в дальнейших исследованиях!

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Ли Цун! Спасибо Вам большое за интересный доклад. Скажите, пожалуйста, как в китайской литературе старость воплощается через природные циклы, смену времен года? Ведь известно, что в Китае поэты уделяли большое внимание единству природы и человека, их гармонии и согласованности.

    ОтветитьУдалить
  9. Мария Александровна Тропина22 апреля 2020 г. в 11:06

    Здравствуйте, Ли Цун, я ознакомилась с вашим докладом, и у меня возникло несколько вопросов:
    1) Вы пишете про Опиумные войны, отмечая, что опиум, активно импортируемый в Китай, серьезно повредил физическое и психическое здоровье китайцев, а также привел к экономическому кризису. Объясняет ли Гончаров причины роста импорта данного товара?
    2) В книге «Фрегат “Паллада”» И.А. Гончарова описан Китай середины XIX века. Можно ли найти там параллели с ситуацией, сложившейся в Российской империей в тот же период?

    ОтветитьУдалить