среда, 8 апреля 2020 г.

С.В. Фролов. "Старость" в русской музыке, Или парадоксы творчества периода «Старости» П. И. Чайковского


Музыка, как таковая, не обладает способностью к воспроизведению какого-либо сюжета в том смысле, как он подразумевается в словесности. Ибо музыка может восприниматься лишь как речь, как высказывание, но не имеет конкретики содержания. Она не конвертируется в слова.
Поэтому отказавшись от задачи сколько-нибудь полноценный раскрыть тему «Старость как сюжет» непосредственно в музыке, докладчик избрал для себя «Старость» как некий сюжет для музыковедческого исследования. При этом С.В. Фролов как всегда ограничивал спектр своего рассмотрения лишь русской музыкой. И рассматривал интересующие  ситуации, как бы переносясь в прошлое, в ту эпоху, в которой происходит то или иное действие.
В таком случае самым привычным сюжетом может стать подмена «старости» в русской музыке звуко-изображением древности. Как вариант – «Старость» – образ старины, исторической старины и т.п. Здесь, прежде всего, следует упомянуть звукообразы из оперы Глинки «Руслан и Людмила», сопутствующие словам Баяна: «Дела давно минувших дней…». 
Другой вариант – рассмотрение того, как  иллюстрируется в музыке старость персонажей в вокальной или программной музыке. Таких персонажей много. И опять же их отсчет надо начать с Глинки, с его Финна и Наины («Руслан и Людмила») или даже с Ивана Сусанина («Жизнь за Царя»). 
Третий вариант – старость композиторов с точки зрения способности к творению в старческом возрасте. Однако важно предположение о том, что старость может быть своего рода моделью поведения, ролью, которую разыгрывает композитор, как в своей жизни, так и в своей творческой позиции.
Это предположение особенно любопытно в отношении к Чайковскому, который вряд ли мог быть отнесен к старикам по своему возрасту – он скончался, прожив всего 53 с половиной года, а это, даже для конца XIX века, еще не совсем старость.
Поэтом не случайно, что «Старость» в последние годы его жизни каким-то странным способом уживалась с «Молодостью».

22 комментария:

  1. Кстати, самые тиражированные фото Чайковского (во всяком случае, в сов.время) - "старческие", у меня такое стояло на пианино в детстве, да и сейчас этот портрет висит на даче. В докладе меня заинтересовало особенно: "старость для него теперь все более становится жизненной ролью", т.е. можно говорить о "примеривании маски Старика" - хорошо бы этот тезис развить потом в статье. Да, и про "кокетничанье старостью" - см. мой доклад про Гончарова. Наверное, это возрастное, особенно при общении с молодым поколением.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за замечательный доклад! У меня тоже вопрос, связанный скорее с общим категориальным аппаратом. В XIX веке существует понятие "молодой писатель", а вот есть ли представление о "молодом композиторе"; не только Чайковский предстает в "маске Старика", многие выдающиеся композиторы той эпохи известны нам только в образах "умудренных годами" гениев. Значит ли это, что роль "молодого композитора" парадоксальным образом доступна только "старому"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что здесь действует парадокс консервативной (или может быть условной) памяти. Мы, как правило, помним наших родственников такими, какими видели их последний раз. Так и ушедших деятелей культуры мы воспринимаем в их последних обличиях. Отсюда и в памятниках они предстают по своим последним портретам. Но вот любопытно то, что в XIX веке в основном никто, кажется, не воспринимал о современных музыкантов с точки зрения их возраста. Поэтому концерты детей-вундеркиндов почти на равных соседствовали с концертами тех, кого мы теперь бы назвали стариками. Так и композиторы в глазах современников тогда, кажется, не различались по их возрасту. С.В.Ф.

      Удалить
    2. Спасибо! Да, наверное, это условность - но еще и дистанция, наверное; исполнитель в любом возрасте остается исполнителем, и вундеркинд, и умудренный опытом мэтр. А композитор - как будто только мэтром и может быть. Вообще Вы затронули очень важную тему восприятия старости в культуре; то, что выходит за рамки социальных, религиозных, биологических коннотаций. Вот этой "иной" карты времени нам обычно очень не хватает.

      Удалить
  3. Спасибо, Сергей Владимирович! А не сочетается ли такая творческая свобода со зрелостью (вспоминая Ваш прошлогодний доклад)? И каков культурный генезис "игры в старика" у Чайковского, могли быть конкретные ориентиры? А Григ юным не воспринимается, кажется, так и родился, вдохновенным, с его усами и шевелюрой,Бетховен-light.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший вопрос, спасибо, Илона Витаутасовна! Скорее всего, Чайковский, играя в старика, примерял костюм своего учителя. Антон Рубинштейн в возрасте 32 лет стал всеобщим консерваторским учителем – своего рода отцом, «старшиной» для всех последующих консерваторцев, и сохранял эту роль для всех до самой смерти. Одновременно в свои 22 года в качестве учителя – опять же почти «отца» или «старшины», – Милий Балакирев стал собирать вокруг себя кружок «новой русской музыки». А двое из его «детей» – Кюи, а потом и Бородин были старше его. У Чайковского же не было ни подлинных учеников, ни прямых последователей (у гениев их не бывает) – т.е. «детей». Поэтому для него это была именно игра…

      Удалить
  4. Елизавета Раку11 апреля 2020 г. в 15:10

    Добрый день, большое спасибо за такой интересный материал!
    Скажите, пожалуйста, имеет ли место быть вариант того, что Чайковский не играл роль старика? Возможно ли, что, называя себя "стареющим дилетантом", Петр Ильич иронизировал, либо просто отмечал само собой разумеющийся факт именно "внешнего" или "физического" старения, но никак не старения души?

    ОтветитьУдалить
  5. Ну и все равно это была все-таки игра. И в письме к КР после поучений в области стихосложения, называя себя "стареющимся дилетантом", Чайковский кокетливо смягчает эффект таких поучений.

    ОтветитьУдалить
  6. Анастасия Сергеевна11 апреля 2020 г. в 22:37

    Сергей Владимирович, спасибо за столь интересный доклад! У меня такой вопрос... Как Вы считаете, какие грани себя утрачивает музыка в процессе своего естественного старения в восприятии последующих поколений слушателей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот уж музыка Чайковского не состарилась естественно.

      Удалить
    2. Анастасия Сергеевна, это очень интересный вопрос. Абсолютных норм в утратах я не знаю. Но то, что они происходят – несомненно. Однако, мне представляется более существенным то, что каждая эпоха выбирает из «сундука» мировой музыки актуальный в данный момент набор музыкальных приоритетов и, в свою очередь, отодвигает в стороны то, что опять же в это время не представляет интереса. А потом следует новая смена приоритетов.

      Удалить
  7. А вот никто же не обратил внимание на новаторство в докладе Сергея Владимировича: он назвал некоторые сочинения Ч. "предсимволистскими опытами". О композиторе никто еще такого не писал. Но убедительно. Мне понравилось, и эту мысль надо додумывать. Нам то, филологам, спокойно, а вот музыковеды, особливо чайковсковеды, могут и освистать за неклассическую тезу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогой Сергей Викторович, Вы чутко уловили скрытую новацию в моем предположении предсимволистской природы музыки Чайковского позднего периода. Спасибо!

      Удалить
  8. Спасибо за доклад! У меня возник такой вопрос: можно ли сделать вывод о том, что вне литературы старость становится сюжетом (жизнь = текст), только если является маской – в других же случаях это всего лишь типичное течение времени?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, за вопрос. Но ответ кажется кроется в Вашем тезисе "жизнь = текст". Поэтому сюжеты можно нати во всех проявлениях жизни.

      Удалить
  9. Сергей Владимирович, здравствуйте! Очень увлекательный и нетипичный доклад! Интересна сама идея выбрать объектом сообщения не литературное творчество какого-то писателя, а музыкальную деятельность композитора. Пока читала сообщение возник вопрос. Можно ли считать музыку и литературу как два дополняющих друг друга элемента? Ведь большинство музыкальных произведений основано на литературном источнике (те же самые "Щелкунчик, "Пиковая дама"), сама же музыка помогает произведению заиграть новыми красками, помогает показать более широкий спектр эмоций.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы абсолютно правы, милостивая государыня. Как только словесность стала осознавать себя как литература, в ней возникла потребность во взаимодействии с музыкой, которая именно своей «неблагонадежностью» вызывает зависть у литературы. И уже немецкие романтики в лице Гофмана начали бесконечный диалог, образцом которого я выбрал «Фаустуса» Манна.

      Удалить
  10. Здравствуйте! Спасибо за доклад. Существует огромное количество произведений художественной литературы, где видим образ старого музыканта (например, Э. Грига из рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», Сальери из маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» или же Сашки из рассказа А.И. Куприна «Гамбринус» и т.д.). Когда я читаю подобные произведения, то начинаю «чувствовать» музыку героев-композиторов, и помогают мне в этом именно слова. Хотелось бы узнать Ваше мнение, можно ли, опираясь на текст художественной литературы, понять, как старость композитора оказывает влияние на его творчество.
    Ср.: из «Гамбринуса» А.И. Куприна «Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая печальными цветами национальных мелодий…»;
    Из «Корзин с еловыми шишками» К.Г. Паустовского (о чем была его музыка):
    «Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.
    «Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.
    Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.
    Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься…»
    Однако вместе с этим Паустовский пишет: «Невозможно передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык». Но ведь есть воображение, которое позволяет «услышать» эту музыка, понять ее, прожить…
    Было бы интересно проследить за становлением композитора в произведении художественной литературы. На мой взгляд, подходит роман Р. Роллана «Жан Кристоф» (описывается жизненный путь гениального музыканта: детствоюностьзрелость).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Но это очень коварный вопрос. Как мне кажется, старость как качество произведений, проявляется в музыке у тех композиторов, которые старики в душе (обидный пример Р.-Корсакова), а те, кто душевно молод: "Блажен, кто смолоду был молод..." - в своей музыке не стареют. С этого я и начинал свой доклад.

      Удалить
  11. Ангелина Халяпина22 апреля 2020 г. в 01:33

    Спасибо за то, что рассмотрели такую интересную тему. У меня возник вопрос, как Вы думаете, создавая музыку в старости, композитор ностальгируется своими воспоминаниями из молодости больше, чем берет вдохновение из действительности? Почему иногда, в начале своей карьеры, у многих композиторов, произведения носят мрачный характер, связано ли это с разочарованием в действительном времени или существует другой фактор?

    ОтветитьУдалить
  12. Уважаемый Сергей Владимирович, прошу простить мою дерзость написать Вам здесь по другой теме. Приходится это делать вынужденно, так как не знаю какими способами ещё возможно с Вами связаться.
    Я жительница с. Вольное Харабалинского района Астраханской области, зовут меня Кристина. Я изучаю традиционную культуру своего родного села и защищаю по этой теме диплом в Воронежском институте искусств. В архивных делах я нашла сведения, что когда то Вы две недели в группе фольклорной экспедиции Пушкинского дома посещали моё село. В районной газете опубликовали статью, где Вы поделились своими впечатлениями от поездки. Насколько я поняла, вы записывали именно музыкальный фольклор. Хотела бы спросить - сохранены ли какие-то записи? Возможно ли с ними ознакомиться?
    Или хотя-бы перенаправьте, пожалуйста, куда или к кому с данным вопросом можно обратиться.
    Ещё раз прошу у Вас прощение, с уважением, Склярова Кристина (krisklj@mail.ru).

    ОтветитьУдалить