среда, 8 апреля 2020 г.

С.А. Васильева. «Скупая» старость: пушкинские традиции в рассказе Вс. Соловьева «Старик»


Каждый возрастной период характеризуется набором определенных физических, психических, социальных черт, который меняется с течением времени. Образ старости связан в русской литературе XIX в. со многими устойчивыми ассоциациями: мудрость, одиночество, стремление жить в соответствии с традициями, боязнь перемен, консервативность. В зависимости от концепции произведения этические или идеологические установки героев могут приводить к конфликтам между «отцами» и «детьми», что нашло отражение в хрестоматийных текстах А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Желание молодых воспользоваться всеми благами мира уже сейчас, не дожидаясь, когда наступит материальное благополучие, заслуженное долгими годами труда, зачастую сталкивается со скупостью стариков, которые не хотят расставаться с накопленным на протяжении жизни богатством.
В русской литературе «скупая» старость не расстается со своими сокровищами  – соединяя в «Старике» образы и мотивы целого ряда произведений русской литературы, Соловьев предостерегает читателя от беспочвенных мечтаний о наследстве. Опасен и другой путь – игра. С присущим массовой беллетристике дидактизмом Соловьев определяет единственный возможный вектор жизни игроков, прогноз звучит как приговор: «Игрок! Для него нет никакого выхода. Разве получит большое наследство. Ну, тогда мгновенно бы все изменилось, здесь ли, там ли — все равно где. Блестящая обстановка, экипажи... и опять игра, и опять проигрыш, и опять через год те же лохмотья. Не он первый, не он последний...»


20 комментариев:

  1. Вера Иванова, магистрантка ТвГУ10 апреля 2020 г. в 14:14

    Добрый день, Светлана Анатольевна! Прочитав Вашу статью, хотелось бы поинтересоваться: в других произведениях Вс.С. Соловьева "Старики" тоже всегда скупые?

    ОтветитьУдалить
  2. Вера Иванова, магистрантка ТвГУ10 апреля 2020 г. в 14:20

    старики

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера, у Соловьева представлены самые разные типы стариков/старух, особенно в "Хронике четырех поколений".

      Удалить
  3. Светлана Анатольевна, спасибо за доклад и за новое в нашей конференции функционирование Старости - "скупая старость", кажется этого ни у кого нет (я еще не всех прочитал).
    У меня уточнение к первому абзацу: в Вашем перечислении я бы еще добавил: ожидание смерти, готовность к смерти, страх смерти.
    По поводу конфликта отцов и детей - не согласен. Это между юностью и зрелостью (т.е. прошлая конференция), а не между юностью и старостью. Таково мое мнение, не знаю, что скажут остальные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Викторович спасибо за вопросы! С уточнением соглашусь, и это тоже. А вот с конфликтом отцов и детей - нет. Для XIX века 30/35 лет – зрелость, а родители воспринимаются героями как старики. Фамусова стариком называет Лиза, Варвара про Кабанову говорит старая карга, старики Базаровы, про Василия Курагина Толстой пишет, что он состарился при дворе и т.д. Так что нет, это конфликт юности и старости.

      Удалить
    2. Ох, как я ждал от Вас "стариков Базаровых"!

      Удалить
  4. Спасибо за финальный аккорд, поскольку в докладе рассматриваются и беллетристические формулы, и пушкинская традиция (с которой программа нашей конференции и началась), и соотношение "старость/молодость". В беллетристическом тексте Соловьева сводятся формулы разных литературных эпох. Почему "пушкинская" старость оказывается более востребованной, чем "достоевская"? Или это связано со спецификой исторической беллетристики, требующей временной дистанции даже в освоении сюжетных схем? Или есть какие-то иные причины?

    ОтветитьУдалить
  5. Александр Юрьевич, даже не знаю, как Вам ответить) У Соловьева очень много произведений, где влияние Достоевского очевидно, особенно «Преступления и наказание», и личные приятельские отношения сыграли свою роль. Из «скупой старости» у Достоевского напрашивается Алена Ивановна, которая, к слову, тоже не собиралась Лизавете наследство оставлять. Но с пушкинским текстами в «Старике» Соловьева много других параллелей, а к «Преступлению и наказанию» я отсылок больше не увидела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я на "Преступлении и наказании" не настаиваю, есть и "Игрок", и "Братья Карамазовы", кстати. Меня вообще интересует феномен исключения Достоевского из парадигмы литературных формул даже тогда, когда это, казалось бы, напрашивается. Соловьев - исторический беллетрист, вот он и берет старые/давние сюжетные схемы, а вместе с ними и старые/давние образы стариков; это возможно - но возможны и другие варианты, видимо

      Удалить
    2. Нет, Соловьев Достоевского не исключал. С «Игроком» в «Старике» тоже есть параллели, я в статье это в скобках отметила. Только это параллели не со старостью, а с игрой, азартом как предопределением судьбы, фатальным концом.

      Удалить
  6. Спасибо за доклад! У меня возник вопрос: была ли другая традиция изображения игрока? Всегда ли судьба игрока предопределена и его ждет предсказуемый конец? Федор Долохов был крепко связан с карточной игрой, но ему удавалось в ней быть победителем во всех смыслах.

    ОтветитьУдалить
  7. В русской литературе XIX века удачливый игрок очень часто мошенник («Игроки» Гоголя). Но велика была роль историй, которые рассказывали про удачливых современников (про Некрасова, например).

    ОтветитьУдалить
  8. Светлана Анатольевна, спасибо за доклад! У меня возник вопрос: можно ли считать развертывание темы скупости в рассказе Соловьева продолжением либо вариацией сюжета Гоголя о Плюшкине из "Мертвых душ"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Полина, отчасти, безусловно Соловьев опирается на Гоголя. После "Мертвых душ" этот образ скупого в русской литературе стал классическим. Но он не был "скупым стариком", был просто скупым)

      Удалить
  9. Светлана Анатольевна, спасибо за доклад! Тип скупого старика берет свое начало у Плавта, и мы знаем огромное количестве произведений, так или иначе этот тип развивающих. А есть ли произведения изображающие расточительного старика?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! Конечно, есть. Только что прочитала доклад С.В. Денисенко, он про Гончарова пишет и про "Обрыв". Вот как раз в "Обрыве" отец Софьи Беловодовой изображается как мот, транжира, это тип карикатурной старости.

      Удалить
  10. Светлана Анатольевна, очень интересный доклад. А. П. Ауэр писал о том, что на творчество Соловьева, в частности на рассказ «Старик», оказала влияние писательская манера М.Е. Салтыкова. Есть ли информация о том, что что сам автор об этом думает?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос. Не поняла, о каком авторе идет речь. Если о Соловьеве, то Салтыков ни в его критических статьях, ни в публицистике не заявлен. Он много писал о Пушкине и Достоевском, их считал крупнейшими представителями русской литературы.

      Удалить
  11. Спасибо за доклад! Как правило, не бедность является причиной скупости. Как Вы думаете, отличается ли скупость от жадности и алчности? Можно ли излечиться от скупости? И существуют ли произведения, в которых автор "излечивает" своих героев (героя) от данных пороков?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна, за вопрос. Скупость, я думаю, бывает и вынужденной, и рациональной, и расчетливой - если преследует какие-то разумные цели. Я не знаю, можно ли излечиться, но Плюшкин, по замыслу Гоголя, должен был как раз излечиться!

      Удалить