среда, 8 апреля 2020 г.

Е.А. Пастернак «И подумать только, это навсегда»: мотив старости в лирике Б. Рыжего



Старость была для Бориса Рыжего волнующим сюжетом на протяжении всей творческой жизни. Герои-старики, особенно ветераны, могут быть приметой счастливого детства (чаще всего — ушедшего навсегда и являющегося частью вышнего мира), причём чаще всего в тексте будут сталкиваться старики и дети. Постаревшие знакомые выступают в качестве одного из символов несложившегося настоящего, несколько раз автор вспоминает собственного деда, много раз фантазирует о себе в старости, его лирический герой часто проживает старость в юности. Встреча со старостью может быть привычной, однако может стать и настоящим открытием. Старыми могут быть и объект, например фонтан, действие часто происходит в старом парке, который является частью пространства воспоминаний, местом перехода в мир иной или местом, где можно оказаться как будто между двумя мирами, земным и вышним. «Старая фильма», состоящая из кадров абсолютно счастливой жизни, — неоднократно встречающаяся метафора той жизни, которую хочется сохранить и которая может выступать в роли обобщённой, подходящей практически каждому счастливой жизни. При этом внутри кино могут показывать другую, точно такую же «фильму», — таким образом, понимая условность и нереальность этой жизни, поэт стремится сохранить в вечности именно это кино и, соответственно, соединяет мотив счастливого воспоминания, запечатлённого на плёнку и напоминающего «старую фильму», с темой вечности.


28 комментариев:

  1. У меня маленькая поправка. В обращениях нет связи со Старостью: «Давай, стучи, моя машинка, // неси, старуха, всякий вздор»; «Когда бы ты видел, старик, // с какой беззащитной любовью // тебя обступили». То же и при обращении к фонарю, и в других стихах (я сейчас посмотрел).
    Ну, называли мы друг друга что "старик", что "чувак", что "старина" - друг, одним словом, не старик. Это не "что же ты, моя старушка, приумолкла у окна"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:42

      Сергей Викторович, спасибо за комментарий! Как мне кажется, это всё же не совсем случайная деталь, автор выбирает обращения, исходя из какой-либо логики. Например, обращение «чувак» не используется во всём корпусе стихотворений ни разу, хотя читателю оно кажется логичным и вписывающимся в тот мир, который создаёт поэт. Однако, конечно, в докладе мне стоило бы более чётко обозначить, что случаи с обращением «старик» не связаны с темой старости как таковой напрямую, фактически это только использование слова с тем же корнем.

      Удалить
  2. Очень содержательная и обстоятельная характеристика темы. Есть ли, с Вашей точки зрения, потенциал для классификации: возможно, стоит говорить о противопоставлении старости-смерти и старости-молодости? Или какие-то иные градации данного мотива? Тексты Б. Рыжего, как мне кажется, несмотря на краткость творческого пути поэта, не представляют монолитного единства; нет ли каких-то различий в трактовке мотива в ранних и поздних стихах?
    А по поводу дополнения С.В. Денисенко - далее в программе есть доклад О.И. Федотова, напрямую посвященный обращению "старик"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:44

      Спасибо за комментарий!
      Чаще всего всё-таки старость-смерть и старость-молодость у Рыжего переплетаются, по крайней мере, явное противопоставление при первом приближении к теме не бросается в глаза.
      Полностью согласна с тем, что творчество Рыжего не монолитно, заметны различия как между совсем «ранними» стихами, часто подражательными, и теми, что написаны в самом конце, так и между теми, что были опубликованы поэтом при жизни, и теми, которые были найдены в его архиве позже. Если говорить о реализации мотива старости, то можно выделить следующие «этапы»: ранние стихи (часто — с образом фонтана) —> обращение к теме детства, воспоминания о нём —> старость в юности, юность как старость, предчувствие конца, попытка осмысления течения времени. Очевидны и усложнение текстов, и отход от подражательности, и поиски уже собственного стиля и собственного осмысления мира.

      Удалить
  3. Спасибо, Екатерина Алексеевна, интересный доклад! Размышления о старом кино в таком контексте мне впервые встретились. Есть ли в лирике других поэтов что-то подобное или Б. Рыжий здесь оригинален и ни на какие традиции не опирается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак8 мая 2020 г. в 00:13

      Спасибо! Кино как таковое, конечно, упоминалось и раньше, но, похоже, подобное осмысление образа Рыжим самостоятельно.

      Удалить
  4. Спасибо большое, Екатерина Алексеевна, за доставленное докладом удовольствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:44

      Илона Витаутасовна, большое спасибо!

      Удалить
  5. Благодарю Вас, Екатерина Алексеевна, за такое детальное ознакомление с некоторыми элементами творчества Б. Рыжего. Но также хотелось бы задать Вам несколько вопросов:
    1. Вы упомянули, что в одном из произведений Б. Рыжего образ старого служащего сближается с 22-летним лирическим героем и разница в возрасте не мешает ощущению «сопричастности» мира друг друга. Почему так происходит? Почему лирический герой не сопоставляется с героем-ребёнком?
    2. Почему для автора столь интересен образ старости в его героях?
    3. Несмотря на то, что эпитет «старый» скорее является отрицательным описательным элементом в творчестве Б. Рыжего, Вы говорите, что в некоторых случаях о наделении этого прилагательного положительной семантикой (например, «старое кино», «старая фильма»). Можно ли сказать, что определение «старый» приобретает положительную коннотацию при его сталкивании с определёнными лексемами, относящимися к детству и воспоминаниям о нём?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:48

      Спасибо Вам за комментарий и вопросы!
      1. Думаю, это просто не вписалось бы в сюжет стихотворения — действие происходит на работе:
      Старик над картою и я
      над чертежом в осеннем свете —
      вот грустный снимок бытия
      двух тел в служебном кабинете.

      Ему за восемьдесят лет.
      Мне двадцать два, и стол мой ближе
      к окну, и в целом мире нет
      людей печальнее и ближе.

      Когда уборщица зайдет,
      мы оба поднимаем ноги
      и две минуты напролет
      сидим, печальные, как боги.

      Он глуховат, коснусь руки:
      — Окно открыть? — Вы правы, душно.
      От смерти равно далеки
      и к жизни равно равнодушны.

      2. Как мне представляется, это один из результатов его размышлений и о течении времени (их можно найти даже в самых ранних стихотворениях), и о смерти — эта тема также волновала Рыжего с самых первых известных нам текстов до конца. Почему именно так произошло, мне трудно сказать. Можно было бы объяснить это кругом чтения. Однако влияние творчества не самых известных, «перворядных» поэтов XIX в. и поэтов Серебряного века, признание Рыжим этого влияния на своё более позднее творчество произошло позже, мотивы старости и смерти уже были в его стихах (собственно, при чтении более ранних стихов и так очевидно отсутствие подобного влияния). Можно было бы объяснить это особым складом характера, однако подобные заключения представляются мне спорными и недоказуемыми.
      3. Да, конечно, когда речь идёт о детстве, старость может быть признаком в том числе чего-то хорошего, иногда — безусловно (как упоминание ветерана в стихотворении «Россия — старое кино…»). Впрочем, чаще всего трудно дать однозначную характеристику: то же старое кино может быть очень счастливым, однако в тексте есть указание на то, что оно иллюзорно, это фильм о том, чего никогда не было, к тому же это часть коллективного воспоминания.

      Удалить
  6. Спасибо за доклад!
    Скажите пожалуйста, как близко стоят понятия "старость" и "смерть" в творчестве Б. Б. Рыжего? Отражается ли в этих мотивах смерть самого поэта (самоубийство)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:50

      Спасибо за вопрос! Часто для него это связанные понятия. Образы, связанные со старостью, могут сопровождать общую тему смерти (как, например, в некоторых стихотворениях с фонтанами и парками), могут быть очень тесно с ней связанными — как в поздних стихотворениях, где старость в юности — отражение ощущения смерти, которая уже будто бы наступила. Чем ближе к самоубийству, тем чаще появляется описание именно такой старости в юности, даже если перед читателем воспоминание о детстве, это будет не просто описание счастливого прошлого, а показ с его помощью предчувствия конца.

      Удалить
  7. Спасибо большое за интересный и подробный доклад!

    Хотел бы узнать Ваше мнение по частному вопросу: кажется, Рыжий инвертирует оппозиции старость-молодость и передний-задний, чтобы создать эффект "неправильного", парадоксального мира.

    В стихотворении "Россия - старое кино..." лирический герой говорит о своей смерти ("когда я выпью и умру..."). Очевидно, что лирический герой уже взрослый (поэтому "выпью"); мальчик в шортах - это его воспоминание о самом себе в детстве. Его смерть - это смерть взрослого пьющего человека.

    Однако, во-первых, получается так, как будто умирает мальчик ("навсегда исчезнет мальчик"), а старик остается. Во-вторых, получается так, как будто задний план означает присутствие, а первый план означает отсутствие ("ушел на первый план" значит "умер"). Эти два приема придают смерти лирического героя особый трагизм и "неправильность", парадоксальность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:51

      Спасибо Вам за внимательное прочтение стихотворения и части анализа, относящегося к нему! Действительно, Рыжий (не только в стихотворениях, связанных с темой старости, но и в других произведениях) любит указывать на парадоксальность мира, часто переходящую в абсурдность. Неправильная жизнь, наполненная обречённостью, перерастает в неправильную смерть.
      Мальчик умирает вместе с воспоминанием лирического героя о самом себе, ведь он существует только в пространстве памяти уже взрослого лирического героя. Конечно, вся сцена есть только в воображении, ветеран — примета реального мира, этот герой и в прошлом существовал вне зависимости от лирического героя. Однако — спасибо за наблюдение! — действительно, получается, что, вопреки обычной логике, умирает «нелогичный» персонаж.
      Что касается перехода на первый план — возможно, имеется в виду не первый план как таковой, а то, что находится перед экраном, кинозал, жизнь, реальность, что перекликается с мотивами других стихотворений; возможно, имеется в виду то, что обычно называют первым планом, тогда смена планов соотносится с течением времени (позади остаётся прошлое, движение происходит вперёд).

      Удалить
  8. Большое спасибо за доклад, Екатерина Алексеевна!
    Хотела бы задать Вам вопрос. Вы говорили о частом образе забытого фонтана. Можно ли трактовать его как отдаление старого человека от буйства прошедшей жизни?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:52

      Спасибо Вам за интересный вопрос! Вряд ли его можно так трактовать. Он появляется у Рыжего в раннем периоде творчества, причём после конкретного события — поездки в Петергоф. Несмотря на часто описываемую поэтом старость в юности или попытки представить себя стариком, сконструировать переживания старого человека (причём это часто появляется в стихотворениях, появляющихся позже, чем тексты, в которых есть образ фонтана), лирический герой всё равно остаётся молодым человеком. Так что, к сожалению, едва ли здесь стоит искать столь сложный образ.

      Удалить
  9. Спасибо за доклад! Как Вы считаете, можно ли применить понятие "вечная старость" к искусству, о котором пишет Борис Рыжий?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:53

      Спасибо за вопрос! Несмотря на частое обращение к теме старости, на мой взгляд, оснований для такого утверждения всё-таки нет. По крайней мере, сам Рыжий не использует подобное выражение ни в стихотворениях, ни в других своих текстах.

      Удалить
  10. Спасибо за доклад! Почему образ старых женщин так редко появляется в поэзии Рыжего?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:54

      Спасибо за вопрос! Точного ответа на этот вопрос у меня, к сожалению, не может быть. Отмечу, что в тексте не анализируются немногочисленные стихотворения, в которых есть косвенное указание на старость героини (например, в одном из произведений есть перечисление разных женщин, среди прочего встречаем стих о матери: «закрашена у третьей седина»), однако эта характеристика не является первостепенной. Повторяющиеся женские образы у Рыжего в принципе немногочисленны: жена; рано умершая девочка Эля, воспоминание о которой смешивается с другими образами — облака или ангела; иногда — мать и сёстры; редко — собирательный образ одноклассницы. Практически все остальные женские образы несамостоятельны, это только часть описываемого им мира, причём не главная. Кроме того, возможно, ему было интересно как будто примерить на себя образ старика, представить варианты своей судьбы, будь то старый поэт или старый урка, чего, конечно, в случае со старыми женщинами быть не могло.

      Удалить
  11. Арина Осипова20 апреля 2020 г. в 16:48

    Здравствуйте, спасибо за увлекательный доклад! У меня возник вопрос. Почему в разных стихотворениях встречаются одновременно и образ «старой молодости»
    ,и фантазии о себе-старике?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:55

      Здравствуйте, спасибо за вопрос! Думаю, это продолжение размышлений поэта о (не) вариативности судьбы, попытки сконструировать разные варианты будущего и понять, возможны ли они, а также подумать о том, насколько они похожи между собой. Надо сказать, что создаваемый Рыжим мир наполнен противоречиями, поэт как будто всё время перебирает разные варианты будущего и заставляет своего лирического героя примерять разные образы.

      Удалить
  12. Здравствуйте! Спасибо за интересный доклад. Меня очень озадачил вопрос: почему автор использует образ старухи лишь однажды? Является ли причиной этому история, исходящая из его биографии? Или же это личная задумка автора?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:55

      Здравствуйте! Спасибо за вопрос; ответ на похожий вопрос есть выше. Едва ли история непосредственно связана с биографией Рыжего: у него была любящая бабушка, которая жила с семьёй поэта, когда он был маленьким, так что найти здесь причину столь редкого появления старых женщин не выходит.

      Удалить
  13. Мария Александровна Тропина22 апреля 2020 г. в 10:41

    Екатерина Алексеевна, спасибо! Я прочитала ваш доклад и заметила, что неоднократно упоминаются различные реминисценции. Можно ли также считать образ «молодой старости» у Рыжего реминисценцией на Горького («Старуха Изергиль» («…стариками родитесь вы, русские…))?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Пастернак23 апреля 2020 г. в 23:56

      Спасибо за вопрос! Действительно, у Рыжего очень много реминисценций, «Старуху Изергиль» он, конечно, читал (в одном из совсем ранних стихотворений упоминается Данко), однако не думаю, что именно в этом случае можно считать это реминисценцией, — очень уж часто у него появляется этот образ, и он сопровождает собственные — часто довольно личные — размышления фактически о собственной судьбе.

      Удалить