среда, 8 апреля 2020 г.

А.Е. Новиков. Образ старости в трилогии В.И. Белова «Час шестый»


    Жизненный уклад крестьян Русского Севера, сформировавшийся на протяжении столетий и восходящий еще к языческим временам, представляется В.И. Беловым как цельный и гармоничный. В нем, как отмечал писатель в своем концептуальном труде «Лад» - «очерках народной эстетики», «все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди».
    Основным понятием, характеризовавшим его, являлся лад, пронизывавший все стороны крестьянской жизни, в том числе и взаимоотношения между разными поколениями.  Лад крестьянской жизни  находил воплощение в ритме, который « проявлялся во всем, формируя цикличность». «Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы...» - подчеркивал В.И. Белов. Образ старости, образы деревенских стариков играют исключительно важную роль в беловском повествовании.  Они становятся воплощением мудрости, твердости веры, глубины осмысления происходящих трагических событий, которые преодолеваются (по Белову) терпением, покаянием и надеждой на милосердие Божие.

12 комментариев:

  1. Спасибо! У меня вопрос о контексте: отличается ли образ старости в текстах Белова от аналогичных образов у других писателей-деревенщиков? И можно ли связать статику старости с религиозной образностью (уподобления портретов стариков иконам, аналогии с обрядами и т.д.)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! На мой взгляд, такие аналогии имеются: образ Никиты Рогова чем-то близок Дарье Пинигиной из "Прощания с Матерой" В.Распутина или пекашинским праведникам Ф.Абрамова... Статика старости и религиозная образность, думаю, вполне сопоставимы. Ведь у Белова она, по существу, сопрягается с праведностью, которая предшествует (или ведет) к святости. А портрет праведника, безусловно, вбирает в себя иконописные черты...

      Удалить
  2. Алексей Евгеньевич, жизнь вологодской деревни в прошлом изображается Беловым как замкнутая и застывшая. Ее разрушает влияние времени, которое приносит перемены. Может быть, автор считал, что идиллия возможна только в остановившемся времени? Бессобытийном? И есть ли в тексте надежда на то, что «нравственный уровень всего общества» восстановится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Анатольевна, спасибо за вопрос! Да, некий застывший идеальный (может быть, идеализированный) образ северной деревни у Белова есть. Но он воссоздан писателем в "Ладе". Проекция этого образа представлена, на мой взгляд, в первой части "Канунов". А дальше - по Белову - идет разрушение деревни, а не развитие..Ну, это, конечно, долгий разговор...в двух словах не скажешь. "Нравственный уровень всего общества"? И раньше, во времена Святой Руси, мягко говоря, не блистали...А сейчас, думаю, ситуация еще сложнее...

      Удалить
  3. Герасимова Светлана15 апреля 2020 г. в 16:38

    Спасибо за доклад! Период коллективизации новый временной период, причём его влияние показывает, что рушится привычное мироустройство. Получается, что автор считает, что старость и молодость не могут сосуществовать вместе, учитывая, что старость несет накопленный опыт и мудрость?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! Старость и молодость как раз совместимы: Павла, ставящего мельницу, больше всех поддерживает именно дедко Никита, а внук Сережа всегда находит у деда поддержку, тот всему его учит мудро и терпеливо... Но есть другое, новое, которое ,"задрав штаны, бежит за комсомолом". Это Селька Сопронов и другие, вот эти со старым - образом жизни - точно не совместимы. Но это не конфликт поколений, а разных мировоззрений, наверно...

      Удалить
  4. Алексей Евгеньевич, почему Белов описывает именно жизненный уклад крестьян русского севера? Почему обращается к судьбе двух деревень Ольховицы и Шибанихи, и жизнь стариков, проживающих в них? Связано ли это с биографией автора или чем-то другим?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, что Белов обращается к судьбе вологодской деревни, вполне закономерно. Он пишет о том, что лучше всего знает. Он родился в деревне Тимониха (Шибаниха в трилогии) и похоронен в своей родной деревне. Там прошло его детство, туда он постоянно приезжал, когда жил в Вологде, там любил работать, писать свои произведения, там прототипы его "Привычного дела", "Плотницких рассказов" и других произведений.

      Удалить
  5. Анастасия Фиапшева19 апреля 2020 г. в 22:37

    Здравствуйте, Алексей Евгеньевич! Благодарю за содержательный доклад. Скажите, существуют ли прототипы литературных персонажей данного произведения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! Прототипы, конечно, были.Это жители деревни Тимонихи (в трилогии - Шибаниха) и других окрестных деревень. Но сам автор, насколько мне известно, информации на эту тему не оставил. Я этим вопросом тоже пока не занимался.

      Удалить
  6. Александра Гуляева20 апреля 2020 г. в 20:50

    Спасибо за интересный доклад, Алексей Евгеньевич! После его прочтения формируется достаточно полное представление об образе старика и его роли в рассмотренных произведениях В.И. Белова. А какова роль старух? Много ли таких образов в данной трилогии? Отличается ли их роль чем-то от роли стариков?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! Что касается старух, старых женщин, то они, конечно, тоже занимают определенное место в трилогии Белова, но их образы носят более эпизодический характер (в отличие, например, от Дарьи Пинигиной В.Распутина или Устиньи из повести А.Яшина "Баба-Яга", которые являются главными героинями произведений). Но в то же время во всех "уличных" разговорах с властью они смело ей оппонируют (например, бабка Новожилиха,мать председателя Мити Куземкина и др.)

      Удалить