Жизненный уклад крестьян Русского Севера, сформировавшийся на протяжении
столетий и восходящий еще к языческим временам, представляется В.И. Беловым как
цельный и гармоничный. В нем, как отмечал писатель в своем концептуальном труде
«Лад» - «очерках народной эстетики», «все было взаимосвязано, и ничто не могло жить
отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не
могло существовать вне целого или появиться вне очереди».
Основным понятием, характеризовавшим его, являлся лад, пронизывавший все
стороны крестьянской жизни, в том числе и взаимоотношения между разными
поколениями. Лад крестьянской жизни находил воплощение в ритме, который «
проявлялся во всем, формируя цикличность». «Можно говорить о дневном цикле и о
недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем
цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы...» - подчеркивал
В.И. Белов. Образ старости, образы деревенских стариков играют
исключительно важную роль в беловском повествовании. Они становятся воплощением мудрости,
твердости веры, глубины осмысления происходящих трагических событий, которые
преодолеваются (по Белову) терпением, покаянием и надеждой на милосердие Божие.
Спасибо! У меня вопрос о контексте: отличается ли образ старости в текстах Белова от аналогичных образов у других писателей-деревенщиков? И можно ли связать статику старости с религиозной образностью (уподобления портретов стариков иконам, аналогии с обрядами и т.д.)?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! На мой взгляд, такие аналогии имеются: образ Никиты Рогова чем-то близок Дарье Пинигиной из "Прощания с Матерой" В.Распутина или пекашинским праведникам Ф.Абрамова... Статика старости и религиозная образность, думаю, вполне сопоставимы. Ведь у Белова она, по существу, сопрягается с праведностью, которая предшествует (или ведет) к святости. А портрет праведника, безусловно, вбирает в себя иконописные черты...
УдалитьАлексей Евгеньевич, жизнь вологодской деревни в прошлом изображается Беловым как замкнутая и застывшая. Ее разрушает влияние времени, которое приносит перемены. Может быть, автор считал, что идиллия возможна только в остановившемся времени? Бессобытийном? И есть ли в тексте надежда на то, что «нравственный уровень всего общества» восстановится?
ОтветитьУдалитьСветлана Анатольевна, спасибо за вопрос! Да, некий застывший идеальный (может быть, идеализированный) образ северной деревни у Белова есть. Но он воссоздан писателем в "Ладе". Проекция этого образа представлена, на мой взгляд, в первой части "Канунов". А дальше - по Белову - идет разрушение деревни, а не развитие..Ну, это, конечно, долгий разговор...в двух словах не скажешь. "Нравственный уровень всего общества"? И раньше, во времена Святой Руси, мягко говоря, не блистали...А сейчас, думаю, ситуация еще сложнее...
УдалитьСпасибо за доклад! Период коллективизации новый временной период, причём его влияние показывает, что рушится привычное мироустройство. Получается, что автор считает, что старость и молодость не могут сосуществовать вместе, учитывая, что старость несет накопленный опыт и мудрость?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Старость и молодость как раз совместимы: Павла, ставящего мельницу, больше всех поддерживает именно дедко Никита, а внук Сережа всегда находит у деда поддержку, тот всему его учит мудро и терпеливо... Но есть другое, новое, которое ,"задрав штаны, бежит за комсомолом". Это Селька Сопронов и другие, вот эти со старым - образом жизни - точно не совместимы. Но это не конфликт поколений, а разных мировоззрений, наверно...
УдалитьАлексей Евгеньевич, почему Белов описывает именно жизненный уклад крестьян русского севера? Почему обращается к судьбе двух деревень Ольховицы и Шибанихи, и жизнь стариков, проживающих в них? Связано ли это с биографией автора или чем-то другим?
ОтветитьУдалитьТо, что Белов обращается к судьбе вологодской деревни, вполне закономерно. Он пишет о том, что лучше всего знает. Он родился в деревне Тимониха (Шибаниха в трилогии) и похоронен в своей родной деревне. Там прошло его детство, туда он постоянно приезжал, когда жил в Вологде, там любил работать, писать свои произведения, там прототипы его "Привычного дела", "Плотницких рассказов" и других произведений.
УдалитьЗдравствуйте, Алексей Евгеньевич! Благодарю за содержательный доклад. Скажите, существуют ли прототипы литературных персонажей данного произведения?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Прототипы, конечно, были.Это жители деревни Тимонихи (в трилогии - Шибаниха) и других окрестных деревень. Но сам автор, насколько мне известно, информации на эту тему не оставил. Я этим вопросом тоже пока не занимался.
УдалитьСпасибо за интересный доклад, Алексей Евгеньевич! После его прочтения формируется достаточно полное представление об образе старика и его роли в рассмотренных произведениях В.И. Белова. А какова роль старух? Много ли таких образов в данной трилогии? Отличается ли их роль чем-то от роли стариков?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Что касается старух, старых женщин, то они, конечно, тоже занимают определенное место в трилогии Белова, но их образы носят более эпизодический характер (в отличие, например, от Дарьи Пинигиной В.Распутина или Устиньи из повести А.Яшина "Баба-Яга", которые являются главными героинями произведений). Но в то же время во всех "уличных" разговорах с властью они смело ей оппонируют (например, бабка Новожилиха,мать председателя Мити Куземкина и др.)
Удалить