среда, 8 апреля 2020 г.

И. Е. Мелентьева. «Старушка вязала чулок и косилась на нас через очки…»: Женские рукоделия старости у И.С. Тургенева


1.Как в произведениях И.С. Тургенева изображаются старухи и старушки? Чем занимаются эти героини в обыденной жизни? Какие рукоделия сопровождают жизнь пожилой женщины в текстах писателя? Это ключевые вопросы данного доклада.

2. Определить возрастные рамки тургеневских старух оказалось непросто. Например, в одном «Дворянском гнезде» можно встретить разный возраст старости – тут и «пожилая женщина лет пятидесяти пяти», и «сморщенная и желтая женщина лет сорока пяти, декольте, в черном токе, с беззубою улыбкой на напряженно озабоченном и пустом лице», и «две женщины – одна лет пятидесяти, другая уже старушка, семидесяти лет»… Поэтому для определения старости персонажа будем учитывать указание автора («старуха», «старая», «пожилая» и т.п.), а также портретные характеристики с яркими признаками возраста.


3. Старушки у Тургенева обычно некрасивы: они могут быть либо смешны и забавны (княжна Кубенская из романа «Дворянское гнездо»), либо отвратительны и уродливы (бывшая фрейлина императрицы Екатерины из романа «Дым»), либо трогательно-умилительны (Арина Власьевна из романа «Отцы и дети»). Часто их окружает не просто несовременный, но некрасивый (засаленный, загаженный, с устаревшей мебелью) интерьер.

4. Для того, чтобы очертить круг повседневных занятий старых женщин в тургеневских произведениях, пришлось обследовать весь корпус художественных текстов писателя. Удалось сделать вывод о том, что тургеневский вещный женский мир полюсно разделен на две части – молодость (девушка) и старость (старуха (-шка)). К девичьему полюсу относятся книги, фортепиано (клавикорды), ноты, цветы, пяльцы, канва и вышивка, к старушечьему – игральные и гадальные карты, домашние питомцы (от птиц, кошек и собак до приживалок), лото, вязальные изделия и принадлежности. Именно вокруг этих предметов материального мира и строятся литературные сюжеты женской судьбы. Оказалось, в «Отцах и детях», «Собаке», «Степном короле Лире», «Странной истории», «Истории лейтенанта Ергунова», «Дневнике лишнего человека», «Несчастной», «Песни торжествующей любви», «Бригадире», «Петушкове», «Трех встречах», «Муму», «Постоялом дворе», «Вешних водах», «Жиде» не изображаются рукодельничающие женщины. И это при том, что в этих произведениях есть женские персонажи!

5. Упоминание Тургеневым деталей вещного мира, соотнесенных с вязанием как с процессом, немногочисленны – спицы, чулок, шарф, клубок, нить, работа – и встречаются лишь в немногих произведениях. Вязание старух, в отличие от вышивания девушек, оказывается на периферии авторского внимания; дается вскользь.
О том, что вяжет старуха княгиня Засекина мы узнаем опосредованно – она чешет «себе в голове под чепцом концом спицы» («Первая любовь»). В «Андрее Колосове» тоже есть только указание на рукоделие: тетушка героини «сухощавая женщина в белом чепце и черном платье, желтая, сморщенная, с подслеповатыми глазками и тонкими кошачьими губами» «с чулком в руках вышла в залу и уселась у окошка». В повести «Ася» дается абрис старушки-немки, продавщицы зельтерской воды, пива и пряников, которая «вязала чулок и косилась на нас чрез очки». О том, что мать заглавного героя очерка «Мой сосед Радилов» рукодельничает, читатель узнает из фразы «Старушка положила чулок на колени». При перечислении занятий пятидесятилетнего женского персонажа очерка «Татьяна Борисовна и ее племянник» встречается и вязание: «Сидит себе моя Татьяна Борисовна под окном и чулок вяжет». Тетка главного героя повести «Клара Милич» Платонида Ивановна тоже сидит «под окном с спицами в руках (она вязала Яшеньке шарф, счетом в течение его жизни – тридцать восьмой!)».

Более всего упоминаний и изображений вязания в романе «Дворянское гнездо». К тому же вяжут там разные персонажи. Старушка Марфа Тимофеевна Пестова, «проворно шевеля спицами», вяжет «большой шерстяной шарф». В другой сцене радом с ней же оказывается начатое рукоделие – «чулок с клубком». Престарелая няня Лизы Калитиной Агафья «сидит прямо и вяжет чулок; у ног ее, на маленьком креслице, сидит Лиза и тоже трудится над какой-нибудь работой или, важно поднявши светлые глазки, слушает, что рассказывает ей Агафья». Пожалуй, символическое значение обретает лишь один эпизод с вязанием, где уже вышедшие в тираж по возрасту, старая дева Глафира Петровна Лаврецкая, «старая девица шведка с заячьими глазами» и «старая сенная девушка Васильевна» «словно парки, молча и быстро шевелят спицами, тени от рук их то бегают, то странно дрожат в полутьме». Именно с образом Глафиры Петровны в романе связана тема рока.

6. Но из этого стройного ряда есть исключения, которые только подтверждают правила.
А. В романе «Новь» «тургеневская» девушка Марианна Синецкая, жаждущая жить с пользой для народа, хочет освоить какое-нибудь полезное и несложное ремесло, что выражается у нее в намерении научиться «вязать простые чулки». Это идет параллельно с ее желанием опроститься, стать ближе к народу.
Б. В романе «Накануне» Августина Христиановна, оборотистая содержанка отца главной героини Николая Артемьевича Стахова, обирает его и уезжает в Ревель. «Что она может делать в Ревеле?» – восклицает незадачливый любовник. «Должно быть, чулки вяжет... себе; себе – не вам», – отвечает ему проказливый художник Шубин, который постоянно задирает своего старшего товарища. В данном случае чулки – это интимная деталь туалета, упоминанием которой Шубин дразнит Стахова.
В. Как мы уже видели, старухи у Тургенева вяжут, но есть одно исключение:
«у окна, за пяльцами, сидели: с одной стороны дочь Дарьи Михайловны, а с другой m-lle Boncourt – гувернантка, старая и сухая дева лет шестидесяти, с накладкой черных волос под разноцветным чепцом и хлопчатой бумагой в ушах» («Рудин»). Скорее всего m-lle Boncourt делает самую простую, почти черную, работу – вышивает фон, т.е. делает то, для чего не нужны ни особые навыки и ни сноровка. Подтверждение обычности этой ситуации – схожий фрагмент из физиологического очерка «Барышня», напечатанного в 1841 году А.П. Башуцким в сборнике «Наши, списанные с натуры русскими».

7. Вязание у Тургенева очевидный признак старушечьего мира. Дело в том, что изготовление чулка или шарфа – рукоделие очень простое, не требующее тонкостей вкуса и зрения, не требующее даже хорошего освещения, т.е. занятие, на которое способен каждый. Вязание становится знаком и принадлежностью старости, так как монотонные, автоматические движения спиц вяжущей старухи дают ей возможность почти без усилий провести (или убить) время, занять себя, не бездельничать, а также заполнить пустоту и бессобытийность жизни. Вязание это попытка придать своему замедлившемуся существованию этой однообразной работой видимость движения, изменения и роста.

44 комментария:

  1. Спасибо, очень интересные наблюдения. Ирина Евгеньевна, почему старухи вяжут, а не вышивают, понятно, для вышивки нужно хорошее зрение. А Вы не задавались вопросом: почему большинство вяжет чулки? Шарф связать, действительно, просто, а чулок – нет, нужно считать петли, убавлять-прибавлять, учитывать размер и т.д. Это должно иметь какое-то другое объяснение, не простоту исполнения (дороговизна изделий, или их отсутствие, или комфортность и удобство именно ручных изделий?) И почему, если это «интимная деталь туалета», они выходили с работой в гостиную?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльжбета Тышковска-Каспшак9 апреля 2020 г. в 20:38

      Ваш вопрос мне показался очень интересным, т.к. возникла ассоциация с "Дядей Ваней" Чехова. Там тоже старушка - няня Мапина вяжет чулок. И это повторяется в пьесе несколько раз. В книге "Чехов и окресности" Ирина Манкевич толкует этот мотив как "символ вечного бега по лабиринту хитросплетений жизненных нитей". Это проявляется также в сцене, когда Телегин и Марина мотают чулочную шерсть. Это, естественно, не объяснение вида изделия. а самого факта вязания. В интернете я нашла интересный список цитат. Оказывается, чулки вяжут очень многоие "русские литературные старушки". https://kartaslov.ru/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC/%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%87%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BA

      Эльжбета Тышковска-Каспшак

      Удалить
    2. Светлана Анатольевна, вязание именно чулков - это, кажется, у нас от немцев традиция. И от литературных немцев тож.

      Удалить
    3. Светлана Васильевна, спасибо за внимание к тезисам моего доклада. Вот ответы на Ваши вопросы.
      1.Вязание чулок в русской литературе 19 века - занятие для убогих (детей, старух-стариков, безумных). Вязанию чулок обучали девочек лет с 6-8, посвящали этому много времени и доводили навык до автоматизма. Чулок уже вязался фактически с закрытыми глазами, а само вязание не мешало не только общаться, но даже и читать книги.
      2.Женский чулок воспринимался более интимно, чем мужской, т.к. женские ноги были фактически закрыты, "табуированы". А с чулком выходили в гостиную не самого высокого пошиба. Заметьте, что в "Дворянским гнезде" в тонной гостиной Марьи Дмитриевны Калитиной вяжут не чулок, а шарф.

      Удалить
  2. Спасибо за интересной анализ! Ирина Евгеньевна, почему разделение вещного мира именно такое, а предметы, отнесенные к юному возрасту, не употребляются при изображении образов старости?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Мелентьева10 апреля 2020 г. в 21:56

      Дорогая Дарья! Я пока нахожусь в начале пути и на этот вопрос однозначно ответить не могу. Есть некоторые соображения, но еще не зрелые. Но про про рукоделия юности/молодости кое-что можно прочитать в моей статье "Мотив девушка с вышивкой/девушка за пяльцами в творчестве А.И.Солженицына"// Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19. Вып.2. С. 217-220.

      Удалить
  3. Спасибо большое за ваши наблюдения! Ирина Евгеньевна, как вы думаете почему Тургенев "вязание старух, в отличие от вышивания девушек..." дает вскользь?

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, Юлия!
    Дело в том, что старухи уже выполнили свою социальную роль, у них все в прошлом, их "карьера" завершилась. А единственной женской "карьерой" в 19 веке было замужество. С рождения женщину готовили именно к этому. Всё обучение и воспитание сводилось к умениям, которые могут пригодиться в ведении домашнего хозяйства и представлении мужа в обществе. Вышивание было одной из возможностей девушки показать свою готовность к замужеству, продемонстрировать трудолюбие, усидчивость, обучаемость, вкус. Поза, которую принимала девушка за пяльцами - склонённая голова, опущенные глаза, скруглённая спина, подчеркнуто-покатые плечи - свидетельствовали ещё и о кротости, скромности, стыдливости. Эта поза стала считаться "модной" и грациозной. К тому же опущенный взор девушки давал возможность смотреть на нее не смущая. Видимо из этой "этикетной" ситуации повседневной жизни и возник литературный топос девушка с вышивкой, встречающийся в произведениях разных авторов уже на протяжении трёх веков. Одним из важных элементов этого топоса является мотив длительного любования. Ведь юная девушка находится в самом начале своей женской "карьеры", перед девушкой открыты все возможности, перед ней простирается будущее. Поэтому-то девушка и оказывается в центре внимания автора-повествователя-героя. А старуха? Старуха уже никому не интересна. Поэтому и она, и ее рукоделие - это фон для основного действия.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за интересный доклад! Ирина Евгеньевна, как Вы думаете, связано ли вязание только с желанием заполнить бессобытийность жизни? Может причина заключалась также в материальном недостатке или невозможности приобрести вещь в те времена?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Валерия!
      Конечно же, и, как Вы пишете, "материальный недостаток" играл роль в вязании чулок. Но тридцать восьмой шарф в "Кларе Милич" всё-таки свидетельствует в пользу заполнения пустоты жизни хоть какой-нибудь деятельностью. Этакая привычка к труду. Да и многие люди (и геронтологи не дадут соврать!) становятся более скупыми к старости - вот ещё одна причина вязать нужные/ненужные чулки. Эх, что-то картина старости получается неприглядной!.. Но что ж поделать, если у Тургенева именно так

      Удалить
  6. Спасибо! Очень жаль, что с докладами специалистов-геронтологов у нас в этом году не получилось (хотя заявки и были). В целом любопытно, как соотносится освоение темы старости в литературе и формирование геронтологии как специальной дисциплины. Вряд ли Тургенев знал о пионерских исследованиях в этой области. Но само описание вязания существенно напоминает обращение к технике "мелкой моторики" в современной геронтологии. Ведь, по сути, это механическое действие на поддержку мелкой моторики и направлено.

    ОтветитьУдалить
  7. Хорошая мысль про мелкую моторику! Но насколько я знаю, одно из лучших упражнений при реабилитации - имитация игры на фортепиано. И обязательно двумя руками - так происходит гармонизации обоих полушарий.
    А про вопрос о влиянии литературы на развитие геронтологии можно прочитать например в: Руководство по геронтологии и гериатрии / Под ред. Ярыгина и Мелентьева. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010 (и переиздания). Здесь освещаются не только узко-специальные вопросы, но и психолого-педагогические, философско-культурологические. Одним из авторов и душой издания является мой свекр д. м. н., проф. Александр Серафимович Мелентьев. Есть ещё очень глубокая статья моего мужа Ильи Александровича Мелентьева на близкую тему - "Врач у постели умирающего больного" (Медицинское право и этика. 2002.N 14.) Да и всегда хороший врач это внимательный читатель! И, конечно, лучшие преподаватели медвузов всегда приводят на лекциях примеры из литературных произведений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ссылку! Действительно, медицинского контекста очень не хватает - именно при осмысления этой временной категории

      Удалить
  8. Здравствуйте! Спасибо за вашу работу! Мой вопрос следующий: вы указали на то, что в "Отцах и детях", "Муму", "Постоялом дворе" и некоторых других произведениях не изображаются рукодельничающие женщины. Как вы думаете, почему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Евгения, за вопрос. А что Вы думаете по этому поводу?

      Удалить
  9. Спасибо за интересный доклад!
    После разрыва многолетних отношений с Виардо И.С.Тургенев испытывает тяжелый возрастной перелом, надежды на будущее разрушены. Подскажите, пожалуйста, как вы считаете, связано ли состояние души писателя с изображением "старых" персонажей некрасивыми не только внешне, но и с помощью вещественного мира?

    ОтветитьУдалить
  10. Добрый вечер, Мария!
    Что Вы называете разрывом отношений с Виардо?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уместнее будет сказать временное охлаждение их отношений в 1857 году и временное прекращение переписки в 1861 году.

      Удалить
    2. Спасибо, понятно. Мне кажется, что старость и смерть пугали Тургенева уже в молодости, поэтому поэтичной старости у него почти не найти. Разве что образы Фимушки и Фомушки ("Дым"), но это уже 70-е годы. Что-то более вразумительное сказать не могу, т.к. собственно старостью у Тургенева не занимаюсь.

      Удалить
  11. Ирина Евгеньевна, спасибо за Ваше сообщение. Вопрос у меня в связи с тургеневскими старухами возник следующий: нет ли в их вязании мистического оттенка (подобно вяжущим Паркам, например...), учитывая определенную склонность самого писателя к "таинственному", "потустороннему"? Или это в чистом виде факт быта дворянства 19 века?

    ОтветитьУдалить
  12. Ольга Святославовна, спасибо за вопрос! Конечно, эта связь есть. Ведь и сам образ старух у Тургенева мистичен.

    ОтветитьУдалить
  13. Ирина Евгеньева, спасибо за интересные наблюдения! Не обращали ли Вы внимание, а есть ли у Тургенева особые приметы уже не старушечьего, а стариковского мира? И вообще, старость мужская у Тургенева такая же пустая, унылая и монотонная, как и старость женская?

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемый Аноним! На это я внимания не обращала. Моя задача - определить (впервые!) старческие женские рукоделия у Тургенева. А мир тургеневских стариков пусть исследует кто-нибудь другой)))

    ОтветитьУдалить
  15. Почему Тургенев приходит к ому, чтобы разделить женские образы (" старуха" , "молодая женщина")?
    Почему автор выбирает из деятельности именно рукоделие , а не приготовление еды и др.? Почему он приписал игру на фортепиано молодым особам ,а вязание - "старухам" ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Аноним! Думаю, что в данном случае это все влияние реальной действительности.

      Удалить
  16. Спасибо за Ваш доклад! Вы пишете, что вязание у старух – это "попытка придать своему замедлившемуся существованию этой однообразной работой видимость движения, изменения и роста". Имеем ли мы право тогда говорить о парадоксальности старости у Тургенева?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анна! Не очень поняла в чем парадоксальность. В том ли, что в медленную старость вливается динамика?

      Удалить
  17. Спасибо за интересный доклад! Как вы думаете, почему мир старости у Тургенева такой страшный? Он сам представлял себе её так, практически подобной смерти, или он был под впечатлением каких-либо событий?
    С уважением, Сафронова Мария.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария! Старость-смерть-болезнь - не эту ли триаду страшатся во все эпохи? Тургенев исключением не был.

      Удалить
  18. Ирина Евгеньевна, здравствуйте! Спасибо Вам большое за интересный доклад. Вы показали, как изображаются старухи и старушки в прозаических произведениях. Скажите, пожалуйста, а в поэзии И.С. Тургенева можно проследить такие образы? Или они строго прозаические?

    ОтветитьУдалить
  19. Добрый день! Предметом моего доклада были старческие женские рукоделия в творчестве Тургенева. И в прозаическом, и в стихотворном. В стихотворном вяжущих старушек нет.

    ОтветитьУдалить
  20. Ирина Евгеньевна, спасибо за Ваш доклад! И. С. Тургенев называет пожилыми женщин "лет пятидесяти пяти", "семидесяти лет" и пишет о "сморщенной и желтой женщине лет сорока пяти". Интересно, что в наше время очень сложно назвать женщину сорока пяти или пятидесяти пяти лет пожилой. Мне стало интересно, почему у И. С. Тургенева возраст старушек не имеет какого-то определенного временного отрезка?

    ОтветитьУдалить
  21. Спасибо за интереснейший доклад! Ирина Евгеньевна, при чтении у меня возник один вопрос. Вы пишите, что «Вязание старух, в отличие от вышивания девушек, оказывается на периферии авторского внимания; дается вскользь». Не связано ли данное явление с тем, что вязание женщин в пожилом возрасте кажется чем-то обыденным, не вызывает особой реакции у читателей? Ведь большинство из нас не раз видели, как бабушки вяжут шарфы и т.д.?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Самая! См. ответ на Ваш вопрос в комментах выше.

      Удалить
  22. Арина Осипова20 апреля 2020 г. в 16:50

    Здравствуйте, спасибо за увлекательный доклад! У меня возник вопрос. Почему чаще всего старушки у И. С. Тургенева изображаются некрасивыми?

    ОтветитьУдалить
  23. Ксения Загребина20 апреля 2020 г. в 17:12

    Здравствуйте. Очень интересная работа! Как вы считаете, влияет ли вид рукоделия на характер героини?

    ОтветитьУдалить
  24. Синявский Никита20 апреля 2020 г. в 18:03

    Здравствуйте. Спасибо за доклад.
    Какова внутритекстовая роль старушек у Тургенева? Зачем они существуют, какую функцию выполняют?

    ОтветитьУдалить
  25. Добрый день, Никита!
    Ответ на Ваш вопрос ищите в комментах выше.

    ОтветитьУдалить
  26. Надежда Хромова24 апреля 2020 г. в 12:10

    Здравствуйте! Почему в произведениях И. С. Тургенева именно вязание становится своеобразным маркером старости?

    ОтветитьУдалить