1.Как в произведениях
И.С. Тургенева изображаются старухи и старушки? Чем занимаются эти героини
в обыденной жизни? Какие рукоделия сопровождают жизнь пожилой женщины в текстах
писателя? Это ключевые вопросы данного доклада.
2. Определить
возрастные рамки тургеневских старух оказалось непросто. Например, в одном
«Дворянском гнезде» можно встретить разный возраст старости – тут и «пожилая
женщина лет пятидесяти пяти», и «сморщенная и желтая женщина лет сорока
пяти, декольте, в черном токе, с беззубою улыбкой на напряженно озабоченном
и пустом лице», и «две женщины – одна лет пятидесяти, другая уже
старушка, семидесяти лет»… Поэтому для определения старости персонажа
будем учитывать указание автора («старуха», «старая», «пожилая» и т.п.), а
также портретные характеристики с яркими признаками возраста.
3. Старушки у
Тургенева обычно некрасивы: они могут быть либо смешны и забавны (княжна
Кубенская из романа «Дворянское гнездо»), либо отвратительны и уродливы (бывшая
фрейлина императрицы Екатерины из романа «Дым»), либо трогательно-умилительны (Арина
Власьевна из романа «Отцы и дети»). Часто их окружает не просто несовременный,
но некрасивый (засаленный, загаженный, с устаревшей мебелью) интерьер.
4. Для того, чтобы
очертить круг повседневных занятий старых женщин в тургеневских произведениях,
пришлось обследовать весь корпус художественных текстов писателя. Удалось
сделать вывод о том, что тургеневский вещный женский мир полюсно разделен на
две части – молодость (девушка) и старость (старуха (-шка)). К девичьему полюсу
относятся книги, фортепиано (клавикорды), ноты, цветы, пяльцы, канва и вышивка,
к старушечьему – игральные и гадальные карты, домашние питомцы (от птиц, кошек
и собак до приживалок), лото, вязальные изделия и принадлежности. Именно вокруг
этих предметов материального мира и строятся литературные сюжеты женской
судьбы. Оказалось, в «Отцах и детях», «Собаке», «Степном короле Лире», «Странной
истории», «Истории лейтенанта Ергунова», «Дневнике лишнего человека», «Несчастной»,
«Песни торжествующей любви», «Бригадире», «Петушкове», «Трех встречах», «Муму»,
«Постоялом дворе», «Вешних водах», «Жиде» не изображаются рукодельничающие
женщины. И это при том, что в этих произведениях есть женские персонажи!
5. Упоминание
Тургеневым деталей вещного мира, соотнесенных с вязанием как с процессом, немногочисленны
– спицы, чулок, шарф, клубок, нить, работа – и встречаются лишь в немногих
произведениях. Вязание старух, в отличие от вышивания девушек, оказывается на
периферии авторского внимания; дается вскользь.
О том, что вяжет старуха княгиня
Засекина мы узнаем опосредованно – она чешет «себе в голове под чепцом концом спицы»
(«Первая любовь»). В «Андрее Колосове» тоже есть только указание на рукоделие:
тетушка героини «сухощавая женщина в белом чепце и черном платье, желтая,
сморщенная, с подслеповатыми глазками и тонкими кошачьими губами» «с чулком в
руках вышла в залу и уселась у окошка». В
повести «Ася» дается абрис старушки-немки, продавщицы зельтерской воды, пива и
пряников, которая «вязала чулок и косилась на нас чрез очки».
О том, что мать заглавного героя очерка «Мой сосед
Радилов» рукодельничает, читатель узнает из фразы «Старушка положила чулок
на колени».
При перечислении занятий пятидесятилетнего женского персонажа очерка «Татьяна
Борисовна и ее племянник» встречается и вязание: «Сидит
себе моя Татьяна Борисовна под окном и чулок вяжет». Тетка
главного героя повести «Клара Милич» Платонида
Ивановна тоже сидит «под окном с спицами в руках (она вязала
Яшеньке шарф, счетом в течение его жизни – тридцать восьмой!)».
Более всего упоминаний и изображений
вязания в романе «Дворянское гнездо». К тому же вяжут там разные персонажи. Старушка
Марфа Тимофеевна Пестова, «проворно шевеля спицами», вяжет «большой
шерстяной шарф». В другой сцене радом с ней же оказывается начатое рукоделие
– «чулок с клубком». Престарелая няня Лизы Калитиной Агафья «сидит
прямо и вяжет чулок; у ног ее, на маленьком креслице, сидит Лиза и тоже
трудится над какой-нибудь работой или, важно поднявши светлые глазки, слушает,
что рассказывает ей Агафья». Пожалуй, символическое значение обретает лишь один
эпизод с вязанием, где уже вышедшие в тираж по возрасту, старая дева Глафира
Петровна Лаврецкая, «старая девица шведка с заячьими глазами»
и «старая сенная девушка Васильевна» «словно парки, молча и
быстро шевелят спицами, тени от рук их то бегают, то странно дрожат в
полутьме». Именно с образом Глафиры Петровны в романе связана тема рока.
6. Но из этого
стройного ряда есть исключения, которые только подтверждают правила.
А. В романе «Новь»
«тургеневская» девушка Марианна Синецкая, жаждущая жить с пользой для народа, хочет
освоить какое-нибудь полезное и несложное ремесло, что выражается у нее в
намерении научиться «вязать простые чулки». Это идет параллельно с ее желанием
опроститься, стать ближе к народу.
Б. В романе
«Накануне» Августина Христиановна, оборотистая содержанка отца главной героини
Николая Артемьевича Стахова, обирает его и уезжает в Ревель. «Что она может делать в Ревеле?» – восклицает незадачливый
любовник. «Должно быть, чулки
вяжет... себе; себе – не вам», – отвечает ему проказливый
художник Шубин, который постоянно задирает своего старшего товарища. В данном
случае чулки – это интимная деталь туалета, упоминанием которой Шубин дразнит Стахова.
В. Как мы уже
видели, старухи у Тургенева вяжут, но есть одно исключение:
«у окна, за
пяльцами, сидели: с одной стороны дочь Дарьи Михайловны, а с другой m-lle Boncourt – гувернантка, старая и сухая дева лет
шестидесяти, с накладкой черных волос под разноцветным чепцом и хлопчатой
бумагой в ушах» («Рудин»).
Скорее всего m-lle Boncourt делает самую простую, почти черную, работу –
вышивает фон, т.е. делает то, для чего не нужны ни особые навыки и ни сноровка.
Подтверждение обычности этой ситуации – схожий
фрагмент из физиологического очерка «Барышня», напечатанного в 1841 году А.П. Башуцким в сборнике «Наши, списанные с натуры русскими».
7. Вязание
у Тургенева очевидный признак старушечьего мира. Дело в том, что изготовление чулка или шарфа – рукоделие очень простое, не требующее тонкостей
вкуса и зрения, не требующее даже хорошего освещения, т.е. занятие, на которое
способен каждый. Вязание становится знаком и принадлежностью старости, так как
монотонные, автоматические движения спиц вяжущей старухи дают ей возможность
почти без усилий провести (или убить) время, занять себя, не бездельничать, а
также заполнить пустоту и бессобытийность жизни. Вязание это попытка придать
своему замедлившемуся существованию этой однообразной работой видимость
движения, изменения и роста.
Спасибо, очень интересные наблюдения. Ирина Евгеньевна, почему старухи вяжут, а не вышивают, понятно, для вышивки нужно хорошее зрение. А Вы не задавались вопросом: почему большинство вяжет чулки? Шарф связать, действительно, просто, а чулок – нет, нужно считать петли, убавлять-прибавлять, учитывать размер и т.д. Это должно иметь какое-то другое объяснение, не простоту исполнения (дороговизна изделий, или их отсутствие, или комфортность и удобство именно ручных изделий?) И почему, если это «интимная деталь туалета», они выходили с работой в гостиную?
ОтветитьУдалитьВаш вопрос мне показался очень интересным, т.к. возникла ассоциация с "Дядей Ваней" Чехова. Там тоже старушка - няня Мапина вяжет чулок. И это повторяется в пьесе несколько раз. В книге "Чехов и окресности" Ирина Манкевич толкует этот мотив как "символ вечного бега по лабиринту хитросплетений жизненных нитей". Это проявляется также в сцене, когда Телегин и Марина мотают чулочную шерсть. Это, естественно, не объяснение вида изделия. а самого факта вязания. В интернете я нашла интересный список цитат. Оказывается, чулки вяжут очень многоие "русские литературные старушки". https://kartaslov.ru/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC/%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%87%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BA
УдалитьЭльжбета Тышковска-Каспшак
Светлана Анатольевна, вязание именно чулков - это, кажется, у нас от немцев традиция. И от литературных немцев тож.
УдалитьСветлана Васильевна, спасибо за внимание к тезисам моего доклада. Вот ответы на Ваши вопросы.
Удалить1.Вязание чулок в русской литературе 19 века - занятие для убогих (детей, старух-стариков, безумных). Вязанию чулок обучали девочек лет с 6-8, посвящали этому много времени и доводили навык до автоматизма. Чулок уже вязался фактически с закрытыми глазами, а само вязание не мешало не только общаться, но даже и читать книги.
2.Женский чулок воспринимался более интимно, чем мужской, т.к. женские ноги были фактически закрыты, "табуированы". А с чулком выходили в гостиную не самого высокого пошиба. Заметьте, что в "Дворянским гнезде" в тонной гостиной Марьи Дмитриевны Калитиной вяжут не чулок, а шарф.
Коллеги, спасибо за ответы!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересной анализ! Ирина Евгеньевна, почему разделение вещного мира именно такое, а предметы, отнесенные к юному возрасту, не употребляются при изображении образов старости?
ОтветитьУдалитьДорогая Дарья! Я пока нахожусь в начале пути и на этот вопрос однозначно ответить не могу. Есть некоторые соображения, но еще не зрелые. Но про про рукоделия юности/молодости кое-что можно прочитать в моей статье "Мотив девушка с вышивкой/девушка за пяльцами в творчестве А.И.Солженицына"// Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19. Вып.2. С. 217-220.
УдалитьСпасибо большое за ваши наблюдения! Ирина Евгеньевна, как вы думаете почему Тургенев "вязание старух, в отличие от вышивания девушек..." дает вскользь?
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Юлия!
ОтветитьУдалитьДело в том, что старухи уже выполнили свою социальную роль, у них все в прошлом, их "карьера" завершилась. А единственной женской "карьерой" в 19 веке было замужество. С рождения женщину готовили именно к этому. Всё обучение и воспитание сводилось к умениям, которые могут пригодиться в ведении домашнего хозяйства и представлении мужа в обществе. Вышивание было одной из возможностей девушки показать свою готовность к замужеству, продемонстрировать трудолюбие, усидчивость, обучаемость, вкус. Поза, которую принимала девушка за пяльцами - склонённая голова, опущенные глаза, скруглённая спина, подчеркнуто-покатые плечи - свидетельствовали ещё и о кротости, скромности, стыдливости. Эта поза стала считаться "модной" и грациозной. К тому же опущенный взор девушки давал возможность смотреть на нее не смущая. Видимо из этой "этикетной" ситуации повседневной жизни и возник литературный топос девушка с вышивкой, встречающийся в произведениях разных авторов уже на протяжении трёх веков. Одним из важных элементов этого топоса является мотив длительного любования. Ведь юная девушка находится в самом начале своей женской "карьеры", перед девушкой открыты все возможности, перед ней простирается будущее. Поэтому-то девушка и оказывается в центре внимания автора-повествователя-героя. А старуха? Старуха уже никому не интересна. Поэтому и она, и ее рукоделие - это фон для основного действия.
Кстати будет вспомнить портреты Тропинина.
УдалитьСпасибо за интересный доклад! Ирина Евгеньевна, как Вы думаете, связано ли вязание только с желанием заполнить бессобытийность жизни? Может причина заключалась также в материальном недостатке или невозможности приобрести вещь в те времена?
ОтветитьУдалитьДобрый день, Валерия!
УдалитьКонечно же, и, как Вы пишете, "материальный недостаток" играл роль в вязании чулок. Но тридцать восьмой шарф в "Кларе Милич" всё-таки свидетельствует в пользу заполнения пустоты жизни хоть какой-нибудь деятельностью. Этакая привычка к труду. Да и многие люди (и геронтологи не дадут соврать!) становятся более скупыми к старости - вот ещё одна причина вязать нужные/ненужные чулки. Эх, что-то картина старости получается неприглядной!.. Но что ж поделать, если у Тургенева именно так
Спасибо! Очень жаль, что с докладами специалистов-геронтологов у нас в этом году не получилось (хотя заявки и были). В целом любопытно, как соотносится освоение темы старости в литературе и формирование геронтологии как специальной дисциплины. Вряд ли Тургенев знал о пионерских исследованиях в этой области. Но само описание вязания существенно напоминает обращение к технике "мелкой моторики" в современной геронтологии. Ведь, по сути, это механическое действие на поддержку мелкой моторики и направлено.
ОтветитьУдалитьХорошая мысль про мелкую моторику! Но насколько я знаю, одно из лучших упражнений при реабилитации - имитация игры на фортепиано. И обязательно двумя руками - так происходит гармонизации обоих полушарий.
ОтветитьУдалитьА про вопрос о влиянии литературы на развитие геронтологии можно прочитать например в: Руководство по геронтологии и гериатрии / Под ред. Ярыгина и Мелентьева. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010 (и переиздания). Здесь освещаются не только узко-специальные вопросы, но и психолого-педагогические, философско-культурологические. Одним из авторов и душой издания является мой свекр д. м. н., проф. Александр Серафимович Мелентьев. Есть ещё очень глубокая статья моего мужа Ильи Александровича Мелентьева на близкую тему - "Врач у постели умирающего больного" (Медицинское право и этика. 2002.N 14.) Да и всегда хороший врач это внимательный читатель! И, конечно, лучшие преподаватели медвузов всегда приводят на лекциях примеры из литературных произведений.
Спасибо за ссылку! Действительно, медицинского контекста очень не хватает - именно при осмысления этой временной категории
УдалитьЗдравствуйте! Спасибо за вашу работу! Мой вопрос следующий: вы указали на то, что в "Отцах и детях", "Муму", "Постоялом дворе" и некоторых других произведениях не изображаются рукодельничающие женщины. Как вы думаете, почему?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Евгения, за вопрос. А что Вы думаете по этому поводу?
УдалитьСпасибо за интересный доклад!
ОтветитьУдалитьПосле разрыва многолетних отношений с Виардо И.С.Тургенев испытывает тяжелый возрастной перелом, надежды на будущее разрушены. Подскажите, пожалуйста, как вы считаете, связано ли состояние души писателя с изображением "старых" персонажей некрасивыми не только внешне, но и с помощью вещественного мира?
Добрый вечер, Мария!
ОтветитьУдалитьЧто Вы называете разрывом отношений с Виардо?
Уместнее будет сказать временное охлаждение их отношений в 1857 году и временное прекращение переписки в 1861 году.
УдалитьСпасибо, понятно. Мне кажется, что старость и смерть пугали Тургенева уже в молодости, поэтому поэтичной старости у него почти не найти. Разве что образы Фимушки и Фомушки ("Дым"), но это уже 70-е годы. Что-то более вразумительное сказать не могу, т.к. собственно старостью у Тургенева не занимаюсь.
УдалитьИрина Евгеньевна, спасибо за Ваше сообщение. Вопрос у меня в связи с тургеневскими старухами возник следующий: нет ли в их вязании мистического оттенка (подобно вяжущим Паркам, например...), учитывая определенную склонность самого писателя к "таинственному", "потустороннему"? Или это в чистом виде факт быта дворянства 19 века?
ОтветитьУдалитьОльга Святославовна, спасибо за вопрос! Конечно, эта связь есть. Ведь и сам образ старух у Тургенева мистичен.
ОтветитьУдалитьИрина Евгеньева, спасибо за интересные наблюдения! Не обращали ли Вы внимание, а есть ли у Тургенева особые приметы уже не старушечьего, а стариковского мира? И вообще, старость мужская у Тургенева такая же пустая, унылая и монотонная, как и старость женская?
ОтветитьУдалитьУважаемый Аноним! На это я внимания не обращала. Моя задача - определить (впервые!) старческие женские рукоделия у Тургенева. А мир тургеневских стариков пусть исследует кто-нибудь другой)))
ОтветитьУдалитьПочему Тургенев приходит к ому, чтобы разделить женские образы (" старуха" , "молодая женщина")?
ОтветитьУдалитьПочему автор выбирает из деятельности именно рукоделие , а не приготовление еды и др.? Почему он приписал игру на фортепиано молодым особам ,а вязание - "старухам" ?
Уважаемый Аноним! Думаю, что в данном случае это все влияние реальной действительности.
УдалитьСпасибо за Ваш доклад! Вы пишете, что вязание у старух – это "попытка придать своему замедлившемуся существованию этой однообразной работой видимость движения, изменения и роста". Имеем ли мы право тогда говорить о парадоксальности старости у Тургенева?
ОтветитьУдалитьДобрый день, Анна! Не очень поняла в чем парадоксальность. В том ли, что в медленную старость вливается динамика?
УдалитьСпасибо за интересный доклад! Как вы думаете, почему мир старости у Тургенева такой страшный? Он сам представлял себе её так, практически подобной смерти, или он был под впечатлением каких-либо событий?
ОтветитьУдалитьС уважением, Сафронова Мария.
Здравствуйте, Мария! Старость-смерть-болезнь - не эту ли триаду страшатся во все эпохи? Тургенев исключением не был.
УдалитьИрина Евгеньевна, здравствуйте! Спасибо Вам большое за интересный доклад. Вы показали, как изображаются старухи и старушки в прозаических произведениях. Скажите, пожалуйста, а в поэзии И.С. Тургенева можно проследить такие образы? Или они строго прозаические?
ОтветитьУдалитьДобрый день! Предметом моего доклада были старческие женские рукоделия в творчестве Тургенева. И в прозаическом, и в стихотворном. В стихотворном вяжущих старушек нет.
ОтветитьУдалитьИрина Евгеньевна, спасибо за Ваш доклад! И. С. Тургенев называет пожилыми женщин "лет пятидесяти пяти", "семидесяти лет" и пишет о "сморщенной и желтой женщине лет сорока пяти". Интересно, что в наше время очень сложно назвать женщину сорока пяти или пятидесяти пяти лет пожилой. Мне стало интересно, почему у И. С. Тургенева возраст старушек не имеет какого-то определенного временного отрезка?
ОтветитьУдалитьДобрый день! Такое было отношение к старости...
УдалитьСпасибо за интереснейший доклад! Ирина Евгеньевна, при чтении у меня возник один вопрос. Вы пишите, что «Вязание старух, в отличие от вышивания девушек, оказывается на периферии авторского внимания; дается вскользь». Не связано ли данное явление с тем, что вязание женщин в пожилом возрасте кажется чем-то обыденным, не вызывает особой реакции у читателей? Ведь большинство из нас не раз видели, как бабушки вяжут шарфы и т.д.?
ОтветитьУдалитьУважаемая Самая! См. ответ на Ваш вопрос в комментах выше.
УдалитьЗдравствуйте, спасибо за увлекательный доклад! У меня возник вопрос. Почему чаще всего старушки у И. С. Тургенева изображаются некрасивыми?
ОтветитьУдалитьНе знаю)) Это надо у Тургенева спрашивать...
УдалитьЗдравствуйте. Очень интересная работа! Как вы считаете, влияет ли вид рукоделия на характер героини?
ОтветитьУдалитьКонечно, влияет.
УдалитьЗдравствуйте. Спасибо за доклад.
ОтветитьУдалитьКакова внутритекстовая роль старушек у Тургенева? Зачем они существуют, какую функцию выполняют?
Добрый день, Никита!
ОтветитьУдалитьОтвет на Ваш вопрос ищите в комментах выше.
Здравствуйте! Почему в произведениях И. С. Тургенева именно вязание становится своеобразным маркером старости?
ОтветитьУдалить