Современный британский философ Зигмунд
Бауман полагает, что человечество идет по пути разделения на две части –
туристов и бродяг. Эти идеи предвосхитила два века назад главная героиня этой
внушительной, богато иллюстрированной книги, сумевшая привлечь «честных
бродяг», как она писала графу Михаилу Воронцову, для повышения
курортно-туристического качества предназначенной для этого местности.
В начале ХIХ века при дворе Александра I вокруг княгини Анны Сергеевны Голицыной (писательницы в духе пиетизма, младшей дочери генерал-поручика Сергея Всеволжского) сложился кружок мистически настроенных аристократов, мечтавших о духовном переустройстве общества. Роль главного идеолога в этом сообществе сыграла загадочная фаворитка императора баронесса Варвара-Юлия Крюденер. Спорный вопрос – насколько именно ею, время с которой император проводил преимущественно в молитвах, была «внушена» идея Священного Союза – Австрии, Пруссии и России. Во всяком случае, как пишет В.К. Надлер, эта тема была предметом их и обсуждений, и молитв.
В начале ХIХ века при дворе Александра I вокруг княгини Анны Сергеевны Голицыной (писательницы в духе пиетизма, младшей дочери генерал-поручика Сергея Всеволжского) сложился кружок мистически настроенных аристократов, мечтавших о духовном переустройстве общества. Роль главного идеолога в этом сообществе сыграла загадочная фаворитка императора баронесса Варвара-Юлия Крюденер. Спорный вопрос – насколько именно ею, время с которой император проводил преимущественно в молитвах, была «внушена» идея Священного Союза – Австрии, Пруссии и России. Во всяком случае, как пишет В.К. Надлер, эта тема была предметом их и обсуждений, и молитв.
Итогом анализа концепции "крымского возрождения" становится следующий вывод: старость
как культура жизни возникает при условии, что общество признает своеобразие
жизни пожилых людей и создает специальные условия для такой жизни. Другое
условие – усилия и деятельность самих пожилых людей и стариков: выстраивание
своей персональной концепции старости и ее реализация. Все эти перипетии
способствует созданию своего рода семиотики
старости, которая в нашем случае соотносится с семиотикой отставки.
Александр Павлович, а она состояла в родстве с князем Львом Голицыным, владевшим Новым Светом?
ОтветитьУдалитьДругаяэпоха, другая ветьвь Голицыных, другие вина (шампанское)
УдалитьСпасибо за поразительную аналогию! Но сюжет старости/отставки, думается, актуален в первую очередь в эпохи, когда создается культ дела, деловой активности? Важен ли культ дела для мистически настроенного Александра? Или делом становится духовное переустройство, а "отставка" - отказ от него?
ОтветитьУдалитьДумаю идея отставки стала доминировать, когда "дело" ("Союз волхвов") было сделано,"внетренняя пенсия" показалась заслуженной. НО это целый исслевательский океан.
Удалить