среда, 8 апреля 2020 г.

С.С. Царегородцева Старость и молодость: два нравственно-религиозных этапа в истории старообрядчества (роман Г.Д. Гребенщикова «Чураевы»)


Писатель Гребенщиков одним из первых организовал экспедиции по  изучению  уникальной культуры старообрядцев. В 1910 году  по заданию Русского географического общества Г.Д Гребенщиков исследовал долину реки Убы и написал этнографический  очерк  «Река Уба и убинские люди».
Материал, собранный во время поездок по местам проживания староверов, показался ему настолько интересным, что одну из глав очерка «Река Уба...» он заключает словами: «Это не жизнь, а сплошная оригинальная опера, и для любителей русского жанра здесь широкое поле для художественной жатвы, будь этот любитель поэт, художник или даже композитор».
В 1911 году Г.Д. Гребенщиков предпринял вторую экспедицию. Исследуя долину реки Бухтармы, он многое записывал, фотографировал и написал большой очерк «Алтайская Русь».
Материал, собранный Г.Д. Гребенщиковым в этнографических экспедициях, послужил источником для его многотомного романа-эпопеи «Чураевы». В 1916 году первый том романа прочитали М. Горький и В. Шишков, единодушно отметив  высокий уровень прозы Г.Д. Гребенщикова,  а С. Скиталец  написал, что роман «произвел на читающую публику ошеломляющее впечатление открытия новой неведомой доселе страны, подобно тому, как если бы вдруг всплыла со дна океана затонувшая когда-то легендарная Атлантида или ожил сказочный древнерусский град Китеж»..
Г.Д. Гребенщиков, обращаясь к расколу,  интересуется их духовным наследием, системой  ценностей, которая складывалась столетиями и бережно хранилась старообрядческими начетчиками.  Главный герой первого романа Гребенщикова - Фирс Чураев. На первых страницах романа Гребенщиков рисует его портрет: «Высокий, с неровной темной бородой, без шапки, в длинном черном кафтане, старик Чураев опирался на большой костыль и выступал среди своей семьи, как архиерей среди послушников». Старику Чураеву 65 лет, он здоров и  крепок, много работает. В Чураевке он начетчик: брачует, отпевает, улаживает споры сельчан. Это сильная личность, «вождь старообрядчества».  Его «старость» соотнесена автором не столько с возрастом, сколько с непререкаемым авторитетом среди староверов - Гребенщиков называет его архиереем, а всех остальных героев, молодых и старых  – послушниками.

6 комментариев:

  1. Спасибо за доклад! Вопрос: можно ли говорить о традиции изображения старости в текстах о старообрядцах? Есть ли следы такой традиции (идущей, наверное, от Мельникова-Печерского) в текстах Г.Д. Гребенщикова?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за верное наблюдение, что традиция изображения старости в текстах о староверах принадлежит Мельникову-Печерскому и Лескову.

      Удалить
  2. Светлана Сергеевна, можно ли рассматривать возвращение Василия Чураева через призму притчи о возвращении блудного сына?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интересный вопрос, мотив возвращения блудного сына действительно есть в романе, где каждый том представляет символическую ступень к Храму. Гребенщиков в названиях последних незавершенных томов обращался к образу восхождения, где лестница символизировала стадии восхождения от земного, естественного уровня бытия к небесному через сложный и мучительный процесс духовного обновления.

      Удалить
  3. Светлана Сергеевна, спасибо. У меня 2 вопроса. 1. Насколько сюжет поисков Беловодья соотнесен в сознании Г.Д.Гребенщикова с распространенным в эту же эпоху сюжетом о града-Китеже, вычленяется ли в нем старообрядческая специфика? 2. В связи с Вашим докладом возник вопрос об источниках притчи о земле обетованной в горьковском "На дне"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В произведениях о староверах авторы часто используют народно-утопические легенды о Беловодье (сибирские писатели Гребенщиков, Новоселов ) и граде Китеже (Пришвин, Волошин). Соотнесение мотивов поиска Беловодья и возвращения града Китежа с притчей о земле обетованной в горьковском "На дне" очень интересно. В романе Гребенщикова и пьесе Горького "На дне" ставится вопрос об истине и утешительной лжи.

      Удалить