среда, 8 апреля 2020 г.

С.В. Денисенко. «Старость» у И. А. Гончарова: биологическая, социальная и моральная

Анализируя гончаровские высказывания в творческом и эпистолярном наследии, мы обнаружили три категории понятия «старость», вынесенные в заглавие доклада.
«Старики» для Гончарова, что традиционно для русской литературы и быта XIX века, – это старшее поколение, поколение родителей, вне зависимости от их биологического возраста. Их старость – скорее «социальная старость», которая может накладываться на старость (или даже «дряхлость») биологическую (мы это видим на примере поколения бабушки в «Обрыве», няни в «Сне Обломова» и т. д.). «Старикам» принадлежит в романах Гончарова «старый век», «старый дом», «старые книги», «старые картины», «старые обычаи», «старые правила»… Поколение «отцов» традиционно называется «стариками». Старость (чаще всего) приравнивается к патриархальности, к соблюдению и исповеданию «старого уклада».
В период «зрелого возраста» Гончаров ощущает себя «стариком», но эта «старость» не возрастная, а «моральная», «старость души». Когда к Гончарову пришла биологическая старость, она наложилась на старость моральную (усталость) и социальную (поколенческую). Однако в самый последний период своей жизни уже немощный и полуслепой писатель продолжает оставаться творчески активным.

20 комментариев:

  1. Сергей Викторович, спасибо! Предложенное описание исключительно эффектно. Но как в него вписывается образ бабушки в "Обрыве" - здесь "социальная" старость никак не связана с "биологической",а моральные декларации расходятся с сюжетной конструкцией.

    ОтветитьУдалить
  2. Об этом должен был доклад С. Н. Гуськова, я туда и не лез. Но бабушка - это вообще особ.статья, возможно, она даже и не подлежит рассмотрению с нашей позиции "Время как сюжет". Я еще подумаю для статьи (сказать о бабушке в любом случае надо). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте!
    Что на ваш взгляд сыграло в жизни Гончарова , что он там рано «постарел»?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да нет, он не рано постарел, а рано стал уставать и называл это "старостью". А уставать он стал потому, что приходилось служить чиновником и романы хотелось писать... Попробовали бы Вы так...

      Удалить
  4. Сергей Викторович, спасибо! Присоединяюсь к вопросу о Бабушке в "Обрыве", и у меня вопрос из любопытства: была ли в сознании Гончарова связь старости со смертью, откуда эта фигура умолчания?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В «Предисловии к роману «Обрыв»» Гончаров пишет, что «в Бабушке отразилась вся старая русская жизнь» и что Марфинька, возможно, будет такой же Бабушкой. Полагаю, что понятие Старость к Бабушке не применимо. Пусть она и называет себя «старухой», но для Гончарова, несмотря на реалистичность ее воплощения, она, думается, все же некий символ (идеал?) и проч. Поэтому в системе координат «Время как сюжет» Бабушку бессмысленно рассматривать.Что же касается связи старости со смертью, то разумеется, она в сознании Г. была. И бабушка говорит об этом Райскому. И Г. пишет об этом и в письмах, и в "Необыкновенной истории". А уж как он на старости лет доставал А. Ф. Кони, по ста раз переписываю свое завещание...

      Удалить
  5. Сергей Викторович, про старый/старинный в «Обрыве» я тоже думала. Они, действительно, часто взаимозаменяемы. Однако тенденция в употреблении прослеживается. При описании дома Пашутиных чаще используется характеристика (именно характеристика) старый: фарфор, серебро, вазы. В связи с Татьяной Марковной – старинный (кроме старого дома): шаль, белье полотна. Старая ваза или старинная ваза, старое белье или старинное белье – разница большая. Так что, может быть, для создания атмосферы Гончаров сознательно выбирал между старым и старинным.

    ОтветитьУдалить
  6. У меня, Светлана Анатольевна, все-таки сложилось мнение, что не для "создания атмосферы сознательно", а скорее из художественного чутья. Разницы между "старым другом" и "старинным другом" нет для него никакой, но вот почему-то здесь так, а вот здесь - так. И так во всех трех романах. Слово так ложилось во фразу.

    ОтветитьУдалить
  7. Сергей Викторович, большое спасибо за интересный доклад. Кстати, Ваш голос во время его чтения я тоже слышала! Вопрос у меня возник про самого Гончарова, а не его героев. А был ли он когда-нибудь молодым? Ну бывает же, что люди рождаются уже "старыми"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Ох, был, был молодым. Правда изначально был степенным, "с чиновничьем лицом", как писали многие и Белинский в том числе. И совсем не таким ветренником как В. Боткин и компания. Скорее, как Обломов, влюбленный в Ольгу...

      Удалить
  8. Сергей Викторович, большое спасибо за интересные наблюдения. Скажите, пожалуйста, а можно ли вспомнить какой-нибудь образ в литературе, который бы, наоборот, был стариком по возрасту, но в душе оставался бы молод? И как вы считаете, возможно ли такое в реальной жизни, или возраст всё-таки всегда тушит амбициозный огонь в человеке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да таких примеров полно: от "старосветских помещиков" до деда Щукаря... Ответ на второй вопрос: наверное, с возрастом некоторые реализуют свои амбиции, и тогда "огонь" потухает. А другие - разочарование в своем предназначении... И так, и так...

      Удалить
  9. Сергей Викторович, здравствуйте! Очень интересный доклад, спасибо! Согласны ли Вы со словами Штольца? ("...что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров...")

    ОтветитьУдалить
  10. Лично для меня? Так не получалось и не получается... Штольц мне не симпатичен. Но вот у Агафьи Матвеевны как гармонично получилось "ровное и медленное горение"!

    ОтветитьУдалить
  11. Ксения Загребина20 апреля 2020 г. в 15:14

    Здравствуйте, Сергей Викторович. Очень интересно узнать ваше мнение. Как вы считаете, что страшнее для человека: постареть в биологическом плане и оставаться молодым душой, т.е. морально или же постареть морально, оставаясь молодым (биологически)?

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте! Спасибо за интересный доклад. После его прочтения сразу хочется заново изучить биографию И. А. Гончарова и понять - что за причина способствовала такому раннему "старению" писателя? Возможно, вы мне поможете ответить на этот вопрос.

    ОтветитьУдалить
  13. Светлана Михайловна Соколова20 апреля 2020 г. в 18:11

    Здравствуйте! Спасибо за очень интересный доклад, наводящий на глубокие размышления. Сергей Викторович, как вы думаете, может ли "старость души" наступить в юношеском возрасте?

    ОтветитьУдалить
  14. Сергей Викторович, здравствуйте! Спасибо за ваш интересный доклад. У меня вопрос, есть ли у старости какие-то границы? Ведь человек будучи молодым биологически может считаться стариком морально, и наоборот.

    ОтветитьУдалить
  15. Ангелина Халяпина22 апреля 2020 г. в 01:58

    Доброго времени суток! Говоря о старости, стоит упомянуть о ее значении. Мудрость. Каждое произведение И.А. Гончарова носит такой характер. Писатель не говорит о том, что страдает из-за моральной старости, больше переживает за физическую. Тем не менее, вплоть до последних дней он остается в здравом рассудке. Как вы считаете, может ли человек в юном возрасте быть достаточно мудрым? И можно ли утверждать, что моральная старость может возникнуть в любом возрасте, ведь общество меняет свои ценности, взгляды, понятия довольно часто.

    ОтветитьУдалить
  16. Синявский Никита22 апреля 2020 г. в 06:12

    Здравствуйте.
    С чем связан тот факт, что Штольц не сделался типичным для Обломовки поэтом, близким по образу жизни к старикам?

    ОтветитьУдалить