среда, 8 апреля 2020 г.

Ю. В. Доманский. Старость в «Вишнёвом саде» Чехова

Старость в «Вишнёвом саде» представлена довольно-таки обширно: и в системе персонажей (сценических и внесценических), и в пространстве (через предметный мир), и во времени; как в репликах, так и в паратексте. И все эти экспликации формируют систему, в которой можно увидеть авторскую концепцию старости – состояния устрашающего, неизбежного (правда, далеко не для всех) и, разумеется, лишённого каких бы то ни было позитивных перспектив.
Однако при всём при том старость в пьесе не оставляет мрачного ощущения, местами смотреть на старость даже весело: и на Фирса, и на Петю, и вообще на старый мир – на тот же столетний шкаф, на старые калоши, да даже на шарлоттину старую фуражку; весело порою и слушать о стариках, о всех этих Карпах и Евстигнеях или о барине-дедушке, ведь не случайно же Фирс иногда «смеётся». Таков парадокс создаваемого Чеховым драматургического мира, когда постановщику ничто не помешает показать трагедию старости, но и точно так же ни что не помешает показать, как это смешно. А ещё лучше – показать и то, и другое: чтобы было разом весело и страшно.

47 комментариев:

  1. Юрий Викторович, спасибо, очень интересный доклад. В целом ведь страшноватая картина получается, мир живет по нарушенным законам, временные связи разрушаются. Но если «такой мир без старости» лучше, то как Чехов относился к своей старости? Сохранились, может быть, какие-то его высказывания этого периода? Или его старость протекает в «другом» мире? Или у него старость другая (более осмысленная, чем-то насыщенная...)?

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. Юрий Доманский12 апреля 2020 г. в 19:02

      Чехов и дожил до старости, и пожил в ней, и даже написал "Вишнёвый сад" глубоким стариком в 43 года от роду. Так бывает. К сожалению для человека, но к счастью для культуры.

      Удалить
  3. Волосы и бородка полуседые, морщины, очки - это тот самый тот образ старости) не Фирс, конечно, но.. А вообще, мне кажется, это тот случай, когда мудрость=старость. Если почитать, например, воспоминания Куприна, то он про старика пишет.

    ОтветитьУдалить
  4. И еще вопрос. Учитываете ли Вы "комическую старуху"-Раневскую, о которой Чехов писал жене, и как она вписывается Вашу концепцию старости в "Вишневом саде"?

    ОтветитьУдалить
  5. Юрий Викторович, спасибо за доклад! Действительно, благодаря этим конференциям, анализу отдельно трех возрастов, временных пластов в ВС, у Вас сфокусировался новый взгляд на пьесу, уже изрядно обмусоленную со всех сторон исследователями. Будет полезно собрать три этих статьи под одну обложку.

    ОтветитьУдалить
  6. Юрий Доманский10 апреля 2020 г. в 16:31

    Светлана Анатольевна, спасибо! Как это ни абсурдно, но Чехов дожил до старости. И "Вишнёвый сад" он писал будучи сорокатрёхлетним стариком. Кажется, он и себя уже воспринимал и ощущал старым, и окружающие многие тоже. Но это даже и не важно, важно то, что на рубеже веков таким частотным мотивом становится страх старости. И ощущение по творчеству Чехова, что и у него этот страх был тоже. Например, в середине 80-х пишет рассказ "Старость". Чехов ещё сравнительно молод, но его герой очень тонко подметил: "...-Как ни противно прошлое, но оно лучше, чем это". И Шапкин указал на свои седины". А про "комическую старуху"... Не более чем эпатажная шутка, как мне кажется - привязать к героине совершенно неподходящее ей ампула и тем самым жену "подколоть". Но вообще классно бы сделать сценическую интерпретацию, где бы Раневская была именно комической старухой; в принципе реплики её и такой трактовке не противоречат. Спасибо! Классно! Я про это не думал.

    ОтветитьУдалить
  7. Юрий Доманский10 апреля 2020 г. в 16:34

    Сергей Викторович, спасибо! Я сначала думал как-то их все вместе опубликовать, но пока что решил - пусть так остаются в сборниках. Сама идея трёх этих именно конференций очень хорошая. И жаль, что на старости они кончились (на старости вообще всё кончается(((.) Но особенно жаль, что не собрались в этот раз. Эх...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, на старости всё не кончается: об этом мы узнаем в следующем году...

      Удалить
  8. После зимы будет весна! В следующем году начнет новую тройку)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я об этом думаю. При желании можно увидеть символическое совпадение в том, что старость пришлась на изоляцию, которую мы все равно преодолеваем.

      Удалить
  9. Спасибо за доклад! У меня создалось впечатление, что жизнь преимущественно старая, а юность, молодость, зрелость практически "задавлены" этим неминуемым и пугающим возрастом. Эти ощущения диктуются только временным пребыванием автора в таком "кризисе" или же это постоянство нашей жизни?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский12 апреля 2020 г. в 18:55

      Анастасия, спасибо Вам за вопрос! Всё больше склоняюсь к тому, что на рубеже веков страх старости стал таким что ли общим местом. Даже ранняя смерть казалась лучше, чем дожить до состояния, когда перестаёшь быть адекватен себе прежнему.

      Удалить
  10. Юрий Викторович, спасибо, очень интересный доклад. Как Вы считаете, для Чехова важнее всё же мысль о том, что всё движение жизни неминуемо и неисправимо движется в одном направлении - к старости, или же он хотел подчеркнуть значение старости как неотъемлемой части жизни?

    ОтветитьУдалить
  11. Юрий Доманский12 апреля 2020 г. в 18:58

    Спасибо Вам! Это очень важно - понять всё-таки авторскую интенцию. Но ведь как раз у Чехова очень специфический в этом плане подход: он даёт разные варианты того, как понимать то или иное состояние человека. И старость тут не исключение. Драма же (как литературный род) весьма удобная площадка, чтобы сказать о многом, но не дать конечного и однозначного ответа. Пусть каждый находи близкое себе в данном плане.

    ОтветитьУдалить
  12. А нет ли, дорогой Юрий Викторович, в самом имени старого лакея какой-то скрытой насмешки или иронии. В русской культуре второй четверти XIX века известен персонаж одни только своим прозвищем вызывавший улыбки у современников. Речь идет о Сергее Голицыне – «Фирсе». К тому же в слхнании людей с классическим образованием несомненна ассоциативная связь этого имени с вакханалиями – «Тирс, фирс (др.-греч. θύρσος) — деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, сделан из стебля ферулы (Ferula communis), увенчанного шишкой пинии: атрибут древнегреческого бога рождающих сил природы и вина Диониса» – А тут старость… С.В.Фролов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский14 апреля 2020 г. в 11:24

      Дорогой Сергей Владимирович! Спасибо! Даже не думал в эту сторону, но - потрясающе. И как раз в пользу того, что чеховская комедия строится на парадоксальном сочетании крайностей - трагического и комического. Но при этом не становится трагикомедией. Спасибо Вам - крайне ценное наблюдение.

      Удалить
  13. Спасибо за столь интересный доклад! Прочитав его, у меня возник вопрос. Почему же такое пренебрежительное отношение к старому поколению, почему старость трактуется, как состояние устрашающее и ни к чему не приводящее? Если старое поколение - носители знаний о прекрасном прошлом, они передают нам свой жизненный опыт и знания. Это ли не цель?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 15:30

      Тут беда в том, что это прошлое прекрасно только для самих стариков, а их опыт, их знание кажутся молодым обузой, чем-то совсем неуместным в современном мире. Поэтому Фирса никто не слышит, а кто слышит, то просит помолчать. И глядя на старого Фирса, люди страшатся собственной старости, а потому и Фирсом пренебрегают, бояться стать такими же. И вместе с тем, понимают, что станут (если доживут), а от этого ещё страшнее.

      Удалить
  14. Стоило ли добавлять в произведение паратекст? можно ли было обойтись без него ? стало бы действующее лицо менее "размытым" , "нечетким" без использования паратекста ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 15:33

      Паратекст в драме обязателен - только там автор может транслировать в этом литературном роде свою точку зрения. Возраст, статус и внешний вид Фирса, явленные в паратексте ещё до его реплики и реплик о нём, формирует авторскую концепцию персонажа.

      Удалить
  15. Здравствуйте, Юрий Викторович. Спасибо за интересный доклад. Как вы думаете, связано ли как то отношение молодого поколения к Фирсу с веком написания произведения, когда традиции уважения старшего поколения остались в прошлом?
    С уважением, Мария Сафронова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 15:36

      Спасибо, это очень важный вопрос. Похоже, что таких традиций не было уже очень давно; здесь даже нет и мысли о том, что к Фирсу надо относиться как-то иначе - например, уважать его старость или его верность дому. Фирс тут как сам дом, как сад, как шкаф - часть привычного антуража. Всё вокруг старое и всё это пора менять, считают одни; другие стараются сохранить, но как бы там ни было - а каждый сам за себя.

      Удалить
  16. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  17. Юрий Викторович, здравствуйте! Очень увлекательный доклад! Пока читала, возникло пары вопросов. В своем сообщении Вы говорите о противопоставлении нового и старого и приводите диалог Ани и Пети из комедии Аня: "Прощай, дом! Прощай старая жизнь! /Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!", и далее реплика Фирса: «Жизнь-то прошла, словно и не жил!". Можно ли трактовать эту сцену как факт того, что всё новое так или иначе устареет? Вот два молодых персонажа говорят о новой жизни, и сразу после них выходит старый персонаж и говорит о жизни, о том, как она прошла.
    Также Вы отмечали, что в комедии нет детства. Если детство рассматривать как прошлое персонажей, можно ли сказать, что у них и не будет какого-то движения вперед, будущего, т.к. они не помнят прошлого? С уважением Екатерина Борисова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Крячкова19 апреля 2020 г. в 18:01

      Юрий Викторович, спасибо за доклад и очень интересное прочтение Чехова!
      Я присоединюсь к Екатерине с размышлениями о героях прошлого и будущего.
      А мысль такая: мне кажется, что все герои являются олицетворением отжившего общества:
      Фирс - пережиток глубокой помещечьей старины; Трофимов - вечный студент, слишком старый для своего статуса; Раневская, живущая прошлым; Гаев, застрявший в детстве и т.д. И только один Лопахин существует здесь и сейчас, ведет себя соответсвенно статусу и возрасту и даже думает о будущем.
      Тогда вопрос такой: выходит, что Фирс, запертый и умирающий в старом доме, вокруг которого рубят сад - это метафора полного разрушения прошлого, как бы освобождения места для будущего?

      Удалить
    2. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 15:44

      Спасибо Вам за очень интересные вопросы! Совершенно верно заметили и относительно того, что новая жизнь станет старой, то есть Фирс - это будущее всех (потому так и боятся Фирса его бормотаний), и Фирс как знак ухода прошлого. Но это только некоторые из многочисленных смыслов. а вот прошлое помнит не только Фирс - и Гаев, и Раневская, и Лпахин, и Шарлотта... Но то прошлое для них ушло навсегда, а потому вспоминай-не вспоминай итог один - старость и то, что за ней следом. Время - противник очень сильный, фактически непобедимый, ещё Шекспиром доказано

      Удалить
  18. Здравствуйте, Юрий Викторович! Спасибо большое за доклад.
    Пьеса написана в 1903 г. Произведения многих авторов, творивших на рубеже XIX – XX вв. окрашены пессимистическими тонами, что отражает состояние культуры на тот момент. У А. А. Блока читаем: «Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! <…> Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла…» Зарубежные авторы тоже охвачены предчувствием чего-то неизбежного («Смерть в Венеции» Т. Манна, где мотив старости – один их основных). Из философских пессимистических направлений, возникших в это время, вспоминается экзистенциализм, проповедующий трагичность бытия, алогичность существования.
    Можно ли считать пьесу «Вишневый сад» (и пессимистические взгляды самого А. П. Чехова) некоей реакцией на происходящее в мире, не только в России, несмотря на то, что в пьесе двойственный взгляд на старость? Или же это явление особого порядка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 15:48

      Спасибо! Вы совершенно верно заметили про настроения рубежа веков. и Чехов, конечно, самый настоящий и последовательный модернист в драматургии. Но его пессимизм очень своеобразный - ведь он называет "Вишнёвый сад" комедией. А что это значит? Видимо, то, что автор пытается всеобщим страшным рассмешить. Ну да, всё плохо. И что теперь? Страдать? Мы же всё равно ничего не изменим, так давайте просто посмеёмся.

      Удалить
  19. Юрий Викторович, здравствуйте! Спасибо Вам большое за очень интересный доклад. Мне понравилась мысль, что «старость сама по себе страшна, но ещё страшнее то, что она может приходить к человеку гораздо раньше назначенного природой возраста». Как Вы считаете, из-за чего появилась проблема «Юной старости»? Ведь в мире многие люди наоборот не хотят взрослеть, и жизнь, идущая вперед, начинает их пугать своими быстрыми темпами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 15:50

      Замечательно! Спасибо! Ведь ранняя старость и появляется от инфантилизма - люди не хотят взрослеть, а потому, минуя зрелость, приходят к старости. Как Петя Трофимов - вечный студент, не стремящийся дальше, оказался юным стариком.

      Удалить
  20. Юрий Викторович, спасибо за доклад! Как Вы думаете, можно ли считать образ деда Щукаря у Шолохова в "Поднятой целине" развитием образа Фирса в новых исторических условиях?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 15:52

      Полина, спасибо! Такое ощущение, что с позиции более молодых все старики похожи. И Фирс тут один из списка стариков мировой литературы. Оттенки, конечно, у всех разные, но общий знаменатель один.

      Удалить
  21. Анастасия Фиапшева19 апреля 2020 г. в 21:20

    Здравствуйте, Юрий Викторович! Спасибо вам за доклад. Не перестаю восхищаться талантом Антона Павловича. Считаю, что именно в этой комедии Чехова прослеживается позитивный настрой (по отношению к будущему государства), которого не было в его предыдущих произведениях. Критически показать современную обстановку и в то же время выразить веру в большое будущее России, выразить патриотическую любовь - дело рук истинного мастера. Однако возник вопрос: как, по вашему мнению, расценивать последние слова Фирса («Эх ты... недотёпа!..»)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 16:04

      Анастасия, спасибо! Эта финальная фраза как раз и показывает неизбежность хода времени: старик так оценивает всех, кто моложе, а значит - ВСЕХ. И ничего хорошего ждать не приходится, ведь следом идут недотёпы.

      Удалить
  22. Здравствуйте, Юрий Викторович! Спасибо большое за доклад.
    Как вы считаете, почему А. П. Чехов отмечает возраст только трёх действующих лиц?
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский20 апреля 2020 г. в 16:00

      Александр, спасибо! Очень важный вопрос. По ходу пьесы выясняется и возраст многих других действующих лиц (где-то точный, ка ку Гаева, 51; где-то поддаётся почти точному исчислению), но вот в списке действующих лиц только у троих. Похоже, что такая рама оказалась важна: двое самых юных и один самый старый, а остальные легко умещаются между ними и там можно уже самим предполагать, кому сколько лет.

      Удалить
  23. Юрий Викторович, спасибо за доклад! Многие из героев пьесы живут прошлым, некоторые – будущим. Один из героев живёт настоящим (Лопахин). Как Вы думаете, с чем это связано?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский23 апреля 2020 г. в 18:24

      Спасибо Вам! Всё-таки в большей степени почти всё живут настоящим. Кроме, может быть, как раз Фирса. Иначе у них не получается. Вроде что-то делают для будущего, а получается, что переделывают только настоящее.

      Удалить
  24. Светлана Соколова21 апреля 2020 г. в 23:16

    Здравствуйте, спасибо за очень увлекательный доклад! Юрий Викторович, видите ли вы в этом произведении проблему "отцов и детей"? Как она раскрывается по вашему мнению? Кому ближе Чехов "отцам" или "детям"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доманский Юрий23 апреля 2020 г. в 18:28

      Светлана, спасибо! Да, такая проблема есть. Только тут она проблема матерей и дочерей - например, Раневская и Варя, Аня и Раневская... И во внесценическом времени и пространстве можно отыскать: Лопахин и его отец, Пищик и его дочь Даша... И метафорически, конечно, тоже: Фирс и Гаев, например. Если всё это рассмотреть в системе, то может получиться хорошая работа в будущем.

      Удалить
  25. Юрий Доманский23 апреля 2020 г. в 18:27

    Светлана, спасибо! Да, такая проблема есть. Только тут она проблема матерей и дочерей - например, Раневская и Варя, Аня и Раневская... И во внесценическом времени и пространстве можно отыскать: Лопахин и его отец, Пищик и его дочь Даша... И метафорически, конечно, тоже: Фирс и Гаев, например. Если всё это рассмотреть в системе, то может получиться хорошая работа в будущем.

    ОтветитьУдалить
  26. Надежда Хромова24 апреля 2020 г. в 21:21

    Здравствуйте! С чем, на Ваш взгляд, связано то, что персонаж, к которому применима характеристика «старый» — единственный в пьесе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский26 апреля 2020 г. в 14:56

      Надежда, спасибо! Только Фирс не единственный - есть ещё сад, дом; есть внесценические старики, есть старики "раньше времени"... А вот почему всё-таки в системе персонажей "реального" сценического пространства Фирс один, так это, как мне кажется, обусловлено тем, что далеко не всякий способен до физической старости дожить.

      Удалить
  27. Здравствуйте! Спасибо за доклад. Скажите, пожалуйста, можно ли пьесу "Вишневый сад" интерпретировать, как историю об отступлении красивого и бесполезного старого мира перед напором новой реальности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Доманский3 мая 2020 г. в 13:11

      Спасибо Вам за вопрос! Это одна из возможных интерпретаций, она часто встречалась в советское время.

      Удалить