среда, 8 апреля 2020 г.

Д.Д. Николаев. Старость как функция: образы стариков в прозе молодого Бунина


1. Прежде всего необходимо отметить саму по себе «концентрацию старости» в прозе молодого Бунина. Писатель регулярно создает образы людей, далеких от него по возрасту, чью психологию, чьи чувства, мысли, переживания он может лишь представить либо пересказать с чужих слов. При этом именно «старость», а не какая-то конкретная возрастная характеристика (с указанием точного или приблизительного возраста) является определяющей чертой персонажа. Персонажи у Бунина делятся на «старых» и «нестарых».

2. В ранней прозе Бунину чаще всего необходима принципиальная художественная дистанция между автором и героями, возможность повествования не «изнутри», а «со стороны». Такими дистанциями становятся «социальная» и «возрастная», регулярно объединяемые вместе. Адресуя свои произведения аудитории (как читательской, так и — что не менее важно — редакционной), которая намного старше, чем он сам, Бунин воспринимает изображение старости как художественную задачу более сложную, чем непосредственное отражение в тексте собственных переживаний «молодого человека», и критика, действительно, выделяет образы стариков.


3. Художественную значимость образов стариков в рассказах молодого Бунина критики отмечали уже в 1890-х гг., высказываясь в связи с первыми публикациями рассказов либо в связи с выходом первой книги прозы. «Здесь выведен старик, вследствие болезненного состояния обреченный на бездействие. Прежняя очень деятельная и энергичная жизнь и — полное деревенское бездействие — вот два фактора, определяющие настроение старика. Это-то настроение автор и изображает в своем очерке», — писал М. А. Куплетский о рассказе «Кастрюк» в рецензии на четвертый номер журнала «Русское Богатство» за 1895 г. (Сын Отечества. 1895. 2 мая. № 118. С. 2). А. М. Скабический, характеризуя рассказ «На край света», опубликованный в октябре 1895 г. в первом номере журнала «Новое Слово», отмечал: «Сколько мрачной трагедии заключается в доле старого Василия Шкута, который, проводив всех родных, один одиноким и бесприютным остался в родном селе» (Новости и биржевая газета. 1895. 26 октября. № 294. С. 2). В 1897 г. во втором номере журнала «Мир Божий» А. И. Богданович лучшим в сборнике «На край света и другие рассказы» называет рассказ «Кастрюк», «бесподобно передающий тоскливое настроение старика крестьянина, вдруг оказавшегося не у дел за старостью и слабосилием» отд. II). Критик журнала «Русское Обозрение» в январе 1898 г. также подчеркивает, что в рассказе «Кастрюк» «мастерски переданы автором мысли и чувства старика».
На роль образов стариков затем указывали и в литературоведческих исследованиях, стремясь при этом определить и их функцию в произведениях.  Б. В. Михайловский в учебнике «Русская литература XX века с девяностых годов XIX века до 1917 г. отмечал, что «нередко героем рассказов Бунина является доживающий свой век одинокий старик, а темой — процесс одряхления, умирания», в качестве примера называя в сноске рассказы «Кастрюк», «На хуторе», «Астма», «Казимир Станиславович» (М.: Учпедгиз, 1939. С. 60).
А. Волков в книге «Проза Ивана Бунина» выдвигал предположение, что Бунин так проникновенно описывает переживания старика, поскольку автором нераздельно владеет старина:
 «Все в прошлом у старого деда, героя рассказа «Кастрюк». Лишь воспоминания о былом сладкой болью отдаются в душе Капитона Ивановича (рассказ «На хуторе»). Разорванной цепью встают в его памяти в сущности незначительные, но дорогие сердцу воспоминания, а впереди одно — смерть.
Не потому ли так проникновенно описывает переживания старика молодой Бунин, что старина, недавняя и древняя, нераздельно владеет им» (М.: Московский рабочий, 1969. С. 6).
Позволим себе поставить под сомнение утверждения Михайловского и Волкова в той их части, что относится к ранней прозе Бунина. В творчестве молодого Бунина образы стариков не связаны с процессом (выделим это слово – Д.Н.) умирания и одряхления, а старина привлекательна для автора не как старость, а, напротив, как молодость/зрелость того, что теперь состарилось, устарело.
Из приведенных выше критических и литературоведческих наблюдений наиболее точным оказывается первое — «два фактора», выделенные М. А. Куплетским в рассказе «Кострюк».
4. Старость у Бунина является ключевой, определяющей характеристикой персонажа. Указание на старость появляется обычно при первом описании героя (может идти вообще первым), задает читательское отношение к нему. См. в рассказе «В поле» (здесь и далее сноски на произведения Бунина даются с указанием страницы по изд.: Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. М.: Художественная литература, 1987. В данном издании тексты публикуются по последним авторским редакциям/ вариантам, что учитывалось при подготовке доклада):
«Но Яков Петрович — старый степняк. Он на своем веку прогулял в городе несколько имений, но не пожелал кончать там «последнюю треть жизни», как выражался он о человеческой старости» (90);
«При нем живет его бывшая крепостная, говорливая и крепкая старуха Дарья <…>» (90);
 « — Селям алекюм! — раздавался старческий голос в какой-нибудь хмурый день в «девичьей» лучезаровского дома.
Как оживлялся при этом, знакомом с самой Крымской кампании, татарском приветствии Яков Петрович! У порога почтительно стоял и, улыбаясь, раскланивался маленький седой человек, уже разбитый, хилый, но всегда бодрящийся, как все бывшие дворовые люди» (91).

5. Старость в прозе молодого Бунина является производной от молодости/зрелости персонажей, это невозможность исполнения функций человека нестарого. Старость не несет в себе ничего самостоятельно значимого, кроме того, что зафиксировано в словарном определении, к примеру, у С. И. Ожегова: «Старость — период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма» (Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 11-е. М.: Русский язык, 1977. С. 702).

6.  Создавая образы стариков, Бунин стремится тем самым подчеркнуть значимость молодости. Его интересует не старость как таковая, а старость как фиксируемое персонажами отсутствие «не-старости». Бунин не допускает возможности полноты жизни в старости, поскольку именно отсутствие этой полноты является у него базовым, определяющим признаком старости. В старости уже нет «движения жизни». Попытки Кастрюка приноровиться к новой жизни должны вызывать у читателя сочувствие к герою, но предложенный автором выход — отправиться с ребятами в ночное — лишь подчеркивает бессмысленность оставшейся жизни старика.
Кастрюк перестает быть «хозяином», в том числе и хозяином собственной жизни: «…ему вспоминалось прежнее, мысли тянулись к тому времени, когда он сам был хозяином, работником, молодым и выносливым…» (20). Решения за него теперь принимают другие:
«Сын, не слушая, затягивал зубами веревку и продолжал деловым тоном:
— Твое дело, брат, теперь стариковское. Да и горевать-то, почесть, не по чем: оно только с виду сладко хрип-то гнуть» (20).
6. Можно сказать, что, создавая образы стариков, Бунин постоянно демонстрирует авторский «эгоизм молодости». Значимость для него молодости сам Бунин подчеркивал в декабре 1895 г. в письме С. Н. Кашкиной: «Я люблю жизнь, ум, солнце, молодость». (Письма: 213)
Старость у Бунина используется как отрицательная характеристика, противоположная молодости как характеристике положительной. См., например, в рассказе «Без роду-племени»:
 « — А по-моему, — сказал Александр Данилыч, — все это собачья старость, и больше ничего» (152).
 «И я быстро постарел, выветрился нравственно и физически, стал бродягой в поисках работы для куска хлеба, а свободное время посвятил меланхолическим размышлениям о жизни и смерти, жадно мечтая о каком-то неопределенном счастье… Так сложился мой характер и так просто прошла моя молодость» (154).



Старость у Бунина — не столько восприятие старости старостью, скольуо восприятие старости молодостью. Связанные со старостью безнадежность, упадок, уныние, бессилие, обращенность в прошлое или ожидание смерти — это в большей степени представление о старости молодого человека, нежели попытка проникнуть в переживания старика.
Образы стариков у молодого Бунина различаются по своему социальному положению, но они однообразны с точки зрения собственно старости, которая как бы уравнивает всех. У Бунина нет «красивой» старости, старости, окруженной всеобщими заботой и вниманием, старости, по-прежнему и в полной мере деятельной и т.п. Старость у него ущербна, она сродни болезни, причем болезни неизлечимой, единственным выходом из которой является смерть, а главным лекарством, которое способно облегчить страдания, становятся воспоминания о том, что было до наступления старости. В отношении персонажей и повествователя к старикам сочувствие смешивается с пренебрежением.

7. Образы стариков позволяют автору минимизировать развитие характера в тексте. У молодого Бунина старость предполагает законченность, практически завершенность жизни. С момента, когда человек «переходит» в разряд стариков, события перестают влиять на характер, менять или раскрывать его. Эта жесткая связь с прежними обстоятельствами подчеркивается, к примеру, в рассказе «На край света», где старики остаются в селе: «Старики, рассеянно переговариваясь, каждый со своей думой, стоят на горе. Они все глядят в ту сторону, куда отбыли земляки» (48).
В старости у раннего Бунина нет движения жизни и, соответственно, нет «процесса одряхления, умирания», о котором писал Михайловский. Старики словно застывает в ожидании смерти, и потому у автора нет необходимости строить сюжетный текст как цепь меняющихся событий, на которые реагирует герой или повествователь: «Ему вот-вот собираться в могилу, а он уже никогда больше не услышит родного слова и помрет в чужой хате, и некому будет ему глаза закрыть. Перед смертью оторвали его от семьи, от детей и внучат» (48). Обратим внимание, что на самом деле — с точки зрения движения жизни — отрываются, напротив, семья, дети и внучата, даже хата, которая становится чужой, фактически та же самая.
8. Базовый комплекс переживаний стариков в ранних произведениях Бунина можно выразить фольклорными формулами: «старость не радость», «старость — увечье, старость — неволя», «от старости могила лечит».
Переживания «стариков» могут быть сведены к трем основным типам: 1) тоска по молодости/зрелости; 2) сознание невозможности жить «как раньше»; 3) предчувствие, ожидание смерти.
Бунин не допускает возможности «удовлетворения», «наслаждения» старостью. Старость для него является одной из проекций обреченности. Это своего рода период между жизнью и смертью, когда человек связан не столько с настоящим, сколько с прошлым (жизнью) или будущим (смертью).

9. Бунина называли «певцом ушедшего», но в его ранней прозе нет отрицающей новое авторской тоски по старому. Воспоминания стариков о прежней жизни являются естественной, с точки зрения Бунина, тоской старости по «молодости». Старость часто маркирует героев как представителей «старого времени», которое воспринимается как эпоха до отмены крепостного права.  Но это читательское уравнивание, которое носит условный характер, так как в большинстве своем «старики» Бунина не настолько глубокие старцы, чтобы быть носителями «заветов крепостничества». По умолчанию действие рассказов происходит преимущественно в период написания, т.е. со времен отмены крепостного права уже прошло более 30 лет.

10. Устойчивое противопоставление старости и молодости у Бунина не тождественно противопоставлению «нового» и «старого». В рассказе «Новая дорога» повествователь восхищается новой дорогой: «Новая дорога! Тишина, маленькие вагоны, душистый дым березовых дров, запах хвои… Славно!» (198), но при этом поезд, идущий  по новой дороге, сравнивается со стариком: «Поезд на подъемах скрипит и качается, а под уклоны бежит, как старик, пустившийся догонять кого-нибудь» (2: 199). Новая дорога связывает и молодость, и зрелость, и старость. В третьем классе едут кричащий ребенок, молодой вор, мужики и полупьяные рабочие и др., а в своем вагоне повествователь встречает станового, «старого служаку в рыжей енотовой шубе поверх серой полицейской шинели» (198), третий пассажир тоже старик: «бородатый коренастый старик — железнодорожный артельщик с сумкой через плечо, похожий на уездного лавочника» (199).

32 комментария:

  1. Дмитрий Дмитриевич, Вы прекрасно передали отношение к старости у молодого Бунина. А что с Буниным старым? Или условно старым, после пятидесяти, например. Признавал ли он в своей старости отсутствие полноты жизни?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Светлана Анатольевна, я не рассматривал специально с этой точки зрения всего Бунина, но как общие тенденции я бы выделил две. 1) личная - "отгонять" старость, т.е. считать себя по-прежнему не старым (этот сдвиг в возрасте старости появляется уже на рубеже веков - и, на мой взгляд, знаменует завершение этапа "молодого Бунина" 2) художественная - Бунин по-прежнему тяготеет к молодости и продолжает изображать полноту жизни в молодости, но теперь для "художественной дистанции" ему не нужна "прослойка" из старости

      Удалить
    2. Спасибо! Впечатление, что повидались)

      Удалить
    3. Можно подведение итогов устроить в Зуме, тогда еще и увидимся! Впрочем, у этого формата есть и один плюс - возможность постепенно и внимательно изучить все доклады - при очном мне приходилось ограничиваться только одним днем

      Удалить
  2. Дмитрий Дмитриевич, спасибо. У меня вопрос о литературной традиции: ближе всего к такому пониманию старости - тургеневское "Как хороши, как свежи были розы". Если сравнивать "холодного" Тургенева и "страстного" Бунина - то сходство в лиричности и страхе смерти (грубо обобщая), можно ли эту яркую психофизическую характеристику игнорировать в данном случае?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Илона Витаутасовна! Я бы здесь все же связывал Бунина не с Тургеневым, а с устойчивой еще фольклорной традицией интерпретации старости. И, по-моему, у раннего Бунина старость как раз прежде всего "функция", а не переживание - в авторском отношении к ней нет ни особой лиричности, ни страсти, ни страха смерти, она существует абсолютно отдельно от Бунина, потому что он молодой и, судя по неотправленному письму Толстому (я его собирался цитировать в докладе, но в тезисы оно не вошло), стариком становиться не собирался

      Удалить
    2. Спасибо за ответ. Но в фольклоре-то несколько аспектов старости запечатлено. И такая дистанцированность - не от страха ли? Зыбка почва психологических толкований, конечно, но любопытно.

      Удалить
    3. Думаю, что у молодого Бунина не от страха, это именно тот "эгоизм молодости", о котором я говорю. Старость у него в это время вообще за гранью смерти, он просто не собирается стареть, а потому и вряд ли может этого бояться. Я про это пишу в статье, просто в доклад не стал включать

      Удалить
  3. Спасибо за интересный доклад! А почему Вы обошли вниманием "Антоновские яблоки", где названная триада переживаний, кажется, представлена во всей полноте? Понятно, что молодой писатель смотрит на старость немного свысока - не сохраняются ли следы этого и в поздних текстах Бунина (не в биографических, а именно в художественных)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогой Александр Юрьевич! На вторую часть вопроса я, как мне кажется, частично ответил выше Светлане Анатольевне, а что касается "Антоновских яблок", то я их, конечно, не обхожу, но с точки зрения молодого Бунина выбирал прежде всего более ранние произведения. 1900 год - это уже некоторый рубеж. Кроме того, "Антоновские яблоки" существенно переделывались, и мне пришлось бы углубляться в текстологию, а тогда я бы неминуемо вышел за рамки регламента...

      Удалить
  4. Дорогой Александр Юрьевич! На вторую часть вопроса я, как мне кажется, частично ответил выше Светлане Анатольевне, а что касается "Антоновских яблок", то я их, конечно, не обхожу, но с точки зрения молодого Бунина выбирал прежде всего более ранние произведения. 1900 год - это уже некоторый рубеж. Кроме того, "Антоновские яблоки" существенно переделывались, и мне пришлось бы углубляться в текстологию, а тогда я бы неминуемо вышел за рамки регламента...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, конечно, Дмитрий Дмитриевич, "...яблоки" - это уже канон, но очень уж точно совпадает "базовый комплекс" переживаний. Интересные, кстати, параллели напрашиваются с "бессюжетным" рассказом Горького, которому посвящен доклад В.А. Поздеева https://starost2020.blogspot.com/2020/04/blog-post_77.html
      Еще - конечно, вопрос о поэзии Бунина выходит за рамки доклада, но там одержимость старостью, кажется, очевиднее - или я неправ?

      Удалить
  5. Я так понимаю, никакой психологической глубины в образах стариков у Бунина не было. А кому вы могли бы его противопоставить - у кого из писателей есть такое психологическое проникновение, внимание к мыслям и переживаниям стариков?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему же? Психологическая глубина была, но Бунин ограничивался разработкой определенного типа психологи старости. Что касается вопроса, то, думаю, он будет одним из главных при подведении итогов конференции - а я еще ознакомился не со всеми докладами

      Удалить
  6. Здравствуйте, Дмитрий Дмитриевич!
    Спасибо за увлекательный доклад.
    А какими художественнымм приёмами пользовался сам автор в изображении стариков?
    И поменял ли Бунин своё отношение к
    старшему поколению, когда попал в их число? Если да, то как это отразилось на его позднем творчестве?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Старшее поколение в позднем творчестве Бунина - это все-таки отдельная тема, и в обсуждении доклада на Ваш вопрос не ответить. Могу только сказать, что сперва не столько меняется отношение Бунина к "старшему поколению", сколько то, что понимается под "старшим поколением". Возраст старости сдвигается, и в 1920 году 50-летний Бунин вовсе не воспринимает себя стариков

      Удалить
  7. Соколова Анастасия13 апреля 2020 г. в 21:30

    Спасибо за интересный доклад, Дмитрий Дмитриевич! Как Вы думаете, возможно ли, что молодой Бунин воспринимал себя уже как человека пожилого и его, как творческую натуру, это пугало? Может быть, это одна из причин того, что старость возникает в его произведениях ущербной: если сейчас так плохо, то что будет дальше?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В данном случае можно категорически ответить - нет! Молодость была для Бунина, наоборот, чем-то очень важным, что он боялся потерять

      Удалить
  8. Дмитрий Дмитриевич, большое спасибо за доклад. О многом новом задумалась в творчестве И. Бунина.
    Скажите, пожалуйста, а может ли быть такое, что писатель так категоричен к старости из-за того, что этот период жизни ближе всего к смерти? Может этот вопрос где-то отражается в его творчестве?

    ОтветитьУдалить
  9. Барзова Анастасия15 апреля 2020 г. в 14:07

    Дмитрий Дмитриевич, спасибо за доклад! Хотелось бы уточнить, а как автор относится к старикам в своих рассказах? Он им сочувствует или, наоборот, не испытывает к ним никаких положительных чувств?

    ОтветитьУдалить
  10. Анастасия Фиапшева19 апреля 2020 г. в 18:23

    Здравствуйте, Дмитрий Дмитриевич! Спасибо за столь занимательный материал. Как вы считаете, с чем связана актуализация темы старости в поздних лирических произведениях Бунина?

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за Ваш доклад! Как Вы считаете, повлияло ли на создание образа стариков то, что сам Бунин был молодым и создавал героев исходя не из собственного опыта, а через рассказы других людей или собственные представления? Удалось ли И. А. Бунину дать правильную характеристику образу старика?

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте! Спасибо за интересный и содержательный доклад. А встречается ли в прозе раннего Бунина образ молодого человека, обреченного на бездействие? И тогда какую функцию в этом случае будет выполнять старость?
    С уважением, М.Д. Давлатова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Смотря что понимать под обреченностью. С "социальной" точки зрения, к примеру, учитель в "Тарантелле" обречен на бездействие. Но старость в этом случае не выполняет никакую функцию, потому что ее нет - учитель еще молод.

      Удалить
  14. Ксения Загребина20 апреля 2020 г. в 16:28

    Здравствуйте, Дмитрий Дмитриевич. Вы упоминали в своём докладе, что указание на старость в творчестве Бунина происходит обычно при первом же описании персонажа. Может ли автор не упоминать о старости персонажа в самом начале, а донести это до читателя лишь в конце произведения? Будет ли правильным такой ход описания?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Нет, как правило указание на "старость" либо прямо, либо косвенно происходит практически сразу: возраст является для Бунина сущностной характеритикой.

      Удалить
  15. Синявский Никита20 апреля 2020 г. в 18:52

    Добрый вечер, Дмитрий Дмитриевич.
    Что отделяет переход от зрелости к старости? С чем он связан, чем обоснован - что служит толчком к переходу?

    ОтветитьУдалить
  16. Добрый день, Дмитрий Дмитриевич, спасибо за доклад! Вы анализируете старость в ранней прозе И. Бунина, а какую характеристику можно дать образу "молодой старости" в поздней лирике поэта?

    ОтветитьУдалить
  17. Надежда Хромова24 апреля 2020 г. в 11:45

    Здравствуйте! Какие трансформации претерпела функция старости в дальнейшем творчестве Бунина?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! К сожалению, ответ на это вопрос явно уходит за рамки обсуждения доклада - это самостоятельная и очень объемная тема.

      Удалить
  18. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить