Мотив старости и
старения является одним из центральных и структурообразующих в
"Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева и "Крохотках" А.
И. Солженицына. С ним связано движение лирического сюжета цикла, а также
эволюция лирического героя, структурирование сюжетного и тематического
пространства.
Имплицитная
религиозность агностика Тургенева ставит на место Бога язык и искусство.
Стареющий человек зависит от бессознательно действующей природы, однако он
может победить старость и смерть при помощи данных ему разума и памяти и
«великого и могучего» языка, способного приблизить его к нравственному идеалу
через идеал эстетический. Не случайно его цикл заканчивается знаменитым
стихотворением «Русский язык», которое по сути является молитвой языку.
У Солженицына человек
зависит от тоталитарного порабощающего государства, убивающего свой народ, от
разлагающей цивилизации, забывшей Бога, опять же от природы, но
может противостоять им, если верит Бога и честно делает свое дело. Старение
может стать теплым, творческим путем «наверх», если человек имеет веру, непрестанно трудится в меру сил и
живет по совести. То есть Солженицын, наоборот, говорит о преодолении
смерти и приближении к эстетическому идеалу через идеал нравственный
и веру, и возрастная оптика усиливает эту мысль. Миниатюра
«Старение» и весь цикл «Крохотки» заканчивается настоящими молитвами
Богу. Мы показали, в какой мере и каким
образом различия в функционировании мотива старения обусловлены
социально-психологическими особенностями, а также особенностями
мировоззрения и творческого метода писателей.
Многоуважаемая Светлана Виленовна, скажите, пожалуйста, а Алексей Кони, кто вспоминал слова Тургенева о женитьбе в начале Вашего доклада, это случайно не Анатолий Федорович Кони?
ОтветитьУдалитьСпасибо! Конечно, это он.
УдалитьСпасибо! У меня вопрос, уже возникавший в связи с другими докладами: нет ли в подобной характеристике старости жанровой обусловленности? Не заложены ли в самом жанре стихотворений в прозе возможности такой трактовки мотива старения?
ОтветитьУдалитьДумаю, жанровой обусловленности нет. Все-таки трактовки у Тургенева и Солженицына очень разные. А у других авторов есть еще варианты.
УдалитьСпасибо за доклад. Я бы хотела уточнить, не отражается ли разность эстетических программ авторов и вообще их поэтики на интерпретации этой темы. Лирик Тургенев и публицист Солженицын даже в пределах одного жанра используют разные стратегии. И одно пожелание-замечание: сюжетами лирических циклов начал заниматься В.А. Сапогов, он, кроме выделения возможных элементов циклизации, отмечал их многосоставность. Правильно ли я Вас поняла, что и у Тургенева, и у Солженицына, вы видите старость структурообрзующей темой?
ОтветитьУдалитьСпасибо! Тема старости действительно является структурообразующей для обоих циклов. Разница эстетических программ и творческих методов на интерпретацию этой темы влияет, конечно (как и всех остальных). Благодарю за то, что напомнили про работы Сапогова. Я их тоже учитываю, конечно.
УдалитьСветлана Виленовна, спасибо за доклад! Солженицын подчеркивает в «Старении» удивительное приятие этого процесса, в чем-то благодатного, у Тургенева все иначе. Возможно, позицию Тургенева можно прояснить, если сопоставить мотив старости с проблемами мортальности, в том числе с мортальными символами, которых в «Стихотворениях в прозе» очень много.
ОтветитьУдалитьДа, спасибо за идею. Согласна
УдалитьСпасибо, Светлана Виленовна! Редко встретишь адекватную статью про связи текстов Тургенева и Солженицына.
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо за доклад!
ОтветитьУдалитьСкажите пожалуйста, правильно ли я поняла, что в творчестве А. С. Тургенева и А. И. Солженицына мотив смерти функционирует как позитивное начало?
Спасибо за Ваш труд! Очень интересное сравнение произведений писателей разных эпох. В докладе Вы замечаете, что смерть воспринимается героями совершенно по-разному. Как Вы считаете, повлияло ли время, в котором жили И. С. Тургенев и А. И. Солженицын на это восприятие?
ОтветитьУдалитьСветлана Виленовна, благодарю за проделанную работу! У меня возник вопрос. Солженицын писал, что старый человек движется к Богу, Тургенев же на место Бога ставит язык и искусство. Могло ли отношение авторов к религии повлиять на настроение этих произведений?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо вам за интересный материал.
ОтветитьУдалитьОзнакомившись практически с каждым докладом данной конференции, я отметила, что большинство писателей 20 века к периоду старости и приближающейся смерти относятся отрицательно, зачастую боятся этого и хотят оставаться вечно молодыми. Разумеется, такой образ мыслей отражается и в их произведениях, и старость изображается именно как "закат" жизни. А почему же у Солженицына всё наоборот?
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить