среда, 8 апреля 2020 г.

В.А. Кошелев. «Чего тебе надобно, старче?..»


«Сказка о рыбаке и рыбке» – о которой пойдет речь – занимает, кажется, особенное место во всем цикле пушкинских сказок. Написана она была во время второй «болдинской осени». В конце черновой рукописи помета: «14 окт<ября> 1833. Болдино. 18-я песнь Серб<ская>» (III, 1089). Помета позволяет предполагать, что первоначально «Золотая рыбка» была задумана в ряду «Песен западных славян»: она упомянута и в пушкинском в списке 1834 г., перечислявшем некоторые стихо­творения этого цикла: «[Сказка о рыбаке] Рыбак и рыбка»[1]. Со стихами этого цикла сказка сближается прежде всего особенностями стиха[2]. Она должна была занимать место где-то в конце цикла: она помечена как 18-я, а в окончательной редакции «Песен…» - 16 текстов.
Она кажется самой «русской» из сказок Пушкина. Много написано о том, что «Сказка о рыбаке…» является исключительным памят­ником чутья Пушкина к «подлинно-русской национальной стихии» и венцом его поэтического мастерства в сфере литературной сказки. Пушкин собирался включить ее в «сербский» цикл – но обилие собственно русских деталей быта заставили его предпочесть для нее место среди «простонародных сказок» – что было отмечено в проекте отдельной книги: «V. О Золотой рыбке»[3].


41 комментарий:

  1. Вячеслав Анатольевич, Вы говорите: Пушкин же специально нагнетает мотив старости: это именно «старик со своею старухой». Но не сказали, почему нагнетает? Из Вашего доклада получается, что возраст персонажей для Пушкина совсем не важен, а важны взаимоотношения со "вздорной бабой" (сиречь с Н.Н.)...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Викторович! Возраст старика другой,нежели в сказке братьев Гримм. Там они молодые.

      Удалить
  2. Вячеслав Анатольевич, кажется, раньше к Н.Н. относились как к жене Цезаря, в чем-то идеализировали; когда отмечали какие-то просчеты в поведении, то очень мягко, и сразу приводили оправдательные объяснения. Воспоминания Панаевой можно трактовать и как зависть одной красивой женщины, спутницы поэта, к другой красивой женщине, спутнице поэта. Если говорить о Н.Н. как о вздорной, капризной, как о прототипе старухи, то это снижение образа, создаваемого десятилетиями. Есть ли еще произведения Пушкина, которые пусть отчасти строятся на биографическом материале и в которых продолжается эта линия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тем более, как известно, Панаевой не очень-то можно доверять.

      Удалить
    2. Светлана Анатольевна!
      1. Сравнивать А. Панаеву и Н. Пушкину нельзя. В воспоминаниях А. Панаева пересказывает воспоминания Смирдина, который говорит очень реальные вещи.
      2. Если говорить о сказках Пушкина, то они все без исключения связаны с биографией Пушкина.

      Удалить
  3. Спасибо за интересный доклад, как всегда, задающий тон дискуссии.
    У меня два вопроса: 1. Есть ли в предполагаемом "сербском" цикле некие аналоги такого изображения старости? Или они есть у Мериме в его сборнике-мистификации?
    2. Статичность в сказках Пушкина связана ведь не только со старостью, но и со скорбью (например, в "Сказке о медведихе") - и нельзя ли связать статичность персонажа в сказке, требующей динамики, с вторжением некой дисгармонии в сказочный мир?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша! В "сербском" цикле много всякого - но Пушкин ввел ее в цикл сказок - и там ее надо рассматривать. А что касается "скорби" - то я ее у Пушкина не заметил... ВК.

      Удалить
    2. Спасибо! Конечно, в гармоничном пушкинском мире скорбь смотрится чужеродно (может, это одна из причин, почему "Сказка о медведихе" и осталась незавершенной)

      Удалить
  4. Вячеслав Анатольевич, спасибо! У меня вопрос об оценке Старика: почему надоевший всем своей бесхребетностью герой вынесен в название сказки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он не бесхребетный, он мудрый! Ему же надобно было жить со "вздорной бабой", а разводов у крестьян не было.

      Удалить
  5. Первый стих «Сказки о рыбаке и рыбке» был знаменательно переформатирован Фазилем Искандером в заголовке его рассказа «Жил старик со своею старушкой». Заменив зловещее слово «старуха» на ласково-уменьшительное «старушка», писатель радикально опрокинул ситуацию. Вместо семейной дисгармонии мы видим, почти как в «Старосветских помещиках», полную идиллию. Проводив своего старика на тот свет, старушка продолжает общаться с ним во сне и трогательно старается переправить ему костыли, чтобы ее муж, потерявший на войне ногу, смог доковылять до рая, который она же ему и назначила...
    О.И. Федотов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Пушкин тоже так оценивал "Старосветские помещики": это, по его мысли, только идиллия Гоголя - без всяких оговорок... ВК.

      Удалить
  6. Вячеслав Анатольевич, у меня сложилось впечатление, что вы еще молодой человек, и старость для вас - довольно абстрактное понятие. Вас больше интересуют семейные отношения, чем проникновение во внутренний мир старика и старухи.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за интересное сообщение! Вячеслав Анатольевич, почему, как Вам кажется, женский образ старухи "вовсе не воспринимается героем произведения"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему она должна быть "героем"? ей тут и разместиться негде! ВК.

      Удалить
  8. Спасибо большое за интересный доклад! Вячеслав Анатольевич, вы говорите: старуха "в сущности, ничего не делает". Но почему тогда так важна ее роль в сказке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему ее роль - "важна"? Ничего в принципе она не производит и не хочет... ВК.

      Удалить
  9. Спасибо большое за Ваш доклад, Вячеслав Анатольевич! Но при прочтении у меня возникла пара вопросов:
    1. Почему именно женский персонаж меняет свой социальный статус и относительно её трансформаций А.С. Пушкин строит сюжетное повествование? Как это может быть связано со статусом женщины в ту эпоху, если достаточно долгий промежуток времени на русской земле превалировала патриархальная система семьи?
    2. На каких основаниях можно считать «Сказку о рыбаке и рыбке» подлинно национальной, если на неё в большей степени оказали влияние биографические факторы из жизни самого автора?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свой социальный статус Старуха определяет сама, обращаясь к Старику: я-де Дворянка, а ты - и т.д. И разве мало произведений "национального достоинства основано на частной биографии поэта? вк.

      Удалить
  10. Анастасия Сергеевна11 апреля 2020 г. в 23:01

    Спасибо за доклад, Вячеслав Анатольевич! Анализируя то, что ценности в современном мире имеют свойство видоизменяться и трактоваться как-то иначе, зачастую, полностью противореча устоявшимся взглядам...Было бы интересно узнать, как Вы считаете, возможно ли надстроить альтернативное умозаключение, быть может, перевернутое с ног на голову, о том, что притча о человеческой жадности и неумеренности в желаниях не является истинной в данном произведении? И если это возможно, то какие смыслы появляются в произведении?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не очень понял, что именно Вы имеете в виду под "альтернативным умозаключением"? ВК.

      Удалить
  11. Ксения Михайловская11 апреля 2020 г. в 23:34

    Вячеслав Анатольевич, спасибо за интересный доклад. На протяжении всего доклада Вы проводите параллель между жизнью А.С. Пушкина и его «Сказкой о рыбаке и рыбке». В финале Вы говорите: «И своей бесхребетностью надоедает и Рыбке, и автору, который, кажется, вместе с Рыбкой устало спрашивает: Чего тебе надобно, старче?».
    Вопрос: можно ли предположить, что этот вопрос задаёт Пушкин сам себе?

    ОтветитьУдалить
  12. Сергей Викторович! Возраст старика другой,нежели в сказке братьев Гримм. Там они молодые.

    ОтветитьУдалить
  13. Уважаемый Вячеслав Анатольевич, большое спасибо за интереснейший доклад! У меня возник такой вопрос... История рождения и судьба Натальи Николаевны полны различных не всегда "благородных" обстоятельств, но все же, не слишком ли категорично характеризовать ее жизненный путь столь безапелляционным «из грязи в князи»?

    Екатерина Баринова, Нижний Новгород

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя!А как же иначе на ее путь смотреть? В данном случае - только так! ВК.

      Удалить
    2. Екатерина Баринова17 апреля 2020 г. в 13:43

      Не любите Вы ее)))

      Удалить
  14. Уважаемый Вячеслав Анатольевич, спасибо за интересный доклад. В одном из предыдущих ответов Вы говорите о мудрости старика, но разве может мудрость сочетаться с подобной бесхребетностью, полной покорностью и в итоге просто унижением? Я сам ещё молод и может быть мне этой житейской мудрости пока не понять, но я категорически не вижу в старике ничего мудрого. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  15. Вячеслав Анатольевич, спасибо вам за интересный доклад. Почему Вы за основу взяли именно сказку А.С. Пушкина? Были ли другие варианты при исследовании этой темы?

    ОтветитьУдалить
  16. Кравченко Василиса16 апреля 2020 г. в 16:49

    Добрый день, Вячеслав Анатольевич.
    Говоря о том, что сказка для Пушкина – это «метафизическая притча о собственной «женатой» жизни», Вы ссылаетесь на пушкинское «настоящее»: переезды, забавный случай со Смирдиным и проч. А можно ли сказать, что Пушкин не просто отразил семейную жизнь сейчас, но и сделал попытку иронично предсказать своё будущее, что из-за жены в конце-концов окажется в «ветхой землянке»?

    ОтветитьУдалить
  17. Вячеслав Анатольевич, добрый день! Спасибо большое за интереснейший доклад! Мне кажется, что старик постоянно ходит к морю потому, что очень любит свою старуху ("А Старик выглядит еще более нелепо. Он совершает, один за другим, многочисленные «походы»: от Старухи к морю – и обратно. Зачем? Он, в отличие от Старухи, вполне осознает и нелепость, и «наказуемость» таких «хождений». Но – всё ходит и ходит, и выпрашивает у Рыбки новых милостей для Старухи («Не дает старику мне покоя...»).") Хотелось бы узнать Ваше мнение. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  18. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  19. Вячеслав Анатольевич, здравствуйте! Спасибо за увлекательный до-клад! Пока я его читала, у меня возникло несколько вопросов. Можно ли считать, что желания и прихоти старухи — это двигатель сюжета? Ведь пока она чего-то хочет, требует – действия остаются динамичными. И не сильно ли категорично считать, что старик в сказке бесхребетный? Вы сами до этого говорите о том, что «жена не рукавица», и старик «вполне осознает и нелепость, и «наказуемость» таких «хождений»». Он осознает, что несет ответственность за нее и делает все, чтобы она была в достатке. С уважением, Екатерина Борисова.

    ОтветитьУдалить
  20. Вячеслав Анатольевич, здравствуйте. Оказывается в детстве не замечаешь многие элементы этой удивительной сказки. Вы писали, что старуха просто завидовала. Также и у деда есть оправдание, ведь дорогую жену бросить он не может. Да, герои не идеальны, но и оправдать мы их можем. Справедливо ли сказать, что в этой сказке проявляются черты реализма?

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте! Спасибо за доклад. Вы говорите о том, что во всех авторских «называниях» данной сказки старуха отсутствует, т.к. она не воспринимается героем произведения. А вот почему в народной сказке «Жадная старуха» из сборника А.Н. Афанасьева образ старухи – центральный? С чем это может быть связано? (Отметим, что сюжеты сказок схожи, с той лишь оговоркой, что в народной сказке ОБА супруга поднимаются вверх по сословной лестнице).
    С уважением, М.Д. Давлатова

    ОтветитьУдалить
  22. Александра Гуляева20 апреля 2020 г. в 13:38

    Уважаемый Вячеслав Анатольевич! Спасибо Вам за интереснейший доклад, давший большую почву для размышлений! У меня есть вопрос. Если старик и старуха – символ гармонии, то почему Пушкин решает состарить своих персонажей для выражения дисгармонии? Не проще ли было бы ему не делать этого и таким образом выстроить противопоставление с понятием гармонии в классической литературной традиции и одновременно сопоставление со своей биографией? Или Вы считаете, что, проживая со старухой не 33, а, допустим, 3 года и будучи молодым, герой бы не руководствовался словами «жена не руковица» и вел бы себя иначе? Вы же сами говорите о том, что автор, хоть и не является стариком и не живет со своей женой так долго, ведет себя идентично. Очень интересно услышать Ваше мнение!

    ОтветитьУдалить
  23. Рукавица*, извините за опечатку.

    ОтветитьУдалить
  24. Уважаемый Вячеслав Анатольевич, спасибо Вам за интересный доклад! Выше Вы говорите о том, что роль старухи не важна, а разве она не олицетворяет пороки, изображенные в сказке, что является основой морали произведения?

    ОтветитьУдалить
  25. Надежда Хромова24 апреля 2020 г. в 11:36

    Здравствуйте! Позволяют ли выявленные расхождения в сюжете обеих сказок судить о межкультурном различии?

    ОтветитьУдалить