Анализируя гончаровские высказывания в творческом и эпистолярном наследии, мы обнаружили три категории понятия «старость», вынесенные в заглавие доклада.
«Старики» для Гончарова, что традиционно для русской литературы и быта XIX века, – это старшее поколение, поколение родителей, вне зависимости от их биологического возраста. Их старость – скорее «социальная старость», которая может накладываться на старость (или даже «дряхлость») биологическую (мы это видим на примере поколения бабушки в «Обрыве», няни в «Сне Обломова» и т. д.). «Старикам» принадлежит в романах Гончарова «старый век», «старый дом», «старые книги», «старые картины», «старые обычаи», «старые правила»… Поколение «отцов» традиционно называется «стариками». Старость (чаще всего) приравнивается к патриархальности, к соблюдению и исповеданию «старого уклада».
В период «зрелого возраста» Гончаров ощущает себя «стариком», но эта «старость» не возрастная, а «моральная», «старость души». Когда к Гончарову пришла биологическая старость, она наложилась на старость моральную (усталость) и социальную (поколенческую). Однако в самый последний период своей жизни уже немощный и полуслепой писатель продолжает оставаться творчески активным.
Сергей Викторович, спасибо! Предложенное описание исключительно эффектно. Но как в него вписывается образ бабушки в "Обрыве" - здесь "социальная" старость никак не связана с "биологической",а моральные декларации расходятся с сюжетной конструкцией.
ОтветитьУдалитьОб этом должен был доклад С. Н. Гуськова, я туда и не лез. Но бабушка - это вообще особ.статья, возможно, она даже и не подлежит рассмотрению с нашей позиции "Время как сюжет". Я еще подумаю для статьи (сказать о бабушке в любом случае надо). Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!
ОтветитьУдалитьЧто на ваш взгляд сыграло в жизни Гончарова , что он там рано «постарел»?
Да нет, он не рано постарел, а рано стал уставать и называл это "старостью". А уставать он стал потому, что приходилось служить чиновником и романы хотелось писать... Попробовали бы Вы так...
УдалитьСергей Викторович, спасибо! Присоединяюсь к вопросу о Бабушке в "Обрыве", и у меня вопрос из любопытства: была ли в сознании Гончарова связь старости со смертью, откуда эта фигура умолчания?
ОтветитьУдалитьВ «Предисловии к роману «Обрыв»» Гончаров пишет, что «в Бабушке отразилась вся старая русская жизнь» и что Марфинька, возможно, будет такой же Бабушкой. Полагаю, что понятие Старость к Бабушке не применимо. Пусть она и называет себя «старухой», но для Гончарова, несмотря на реалистичность ее воплощения, она, думается, все же некий символ (идеал?) и проч. Поэтому в системе координат «Время как сюжет» Бабушку бессмысленно рассматривать.Что же касается связи старости со смертью, то разумеется, она в сознании Г. была. И бабушка говорит об этом Райскому. И Г. пишет об этом и в письмах, и в "Необыкновенной истории". А уж как он на старости лет доставал А. Ф. Кони, по ста раз переписываю свое завещание...
УдалитьСергей Викторович, про старый/старинный в «Обрыве» я тоже думала. Они, действительно, часто взаимозаменяемы. Однако тенденция в употреблении прослеживается. При описании дома Пашутиных чаще используется характеристика (именно характеристика) старый: фарфор, серебро, вазы. В связи с Татьяной Марковной – старинный (кроме старого дома): шаль, белье полотна. Старая ваза или старинная ваза, старое белье или старинное белье – разница большая. Так что, может быть, для создания атмосферы Гончаров сознательно выбирал между старым и старинным.
ОтветитьУдалитьУ меня, Светлана Анатольевна, все-таки сложилось мнение, что не для "создания атмосферы сознательно", а скорее из художественного чутья. Разницы между "старым другом" и "старинным другом" нет для него никакой, но вот почему-то здесь так, а вот здесь - так. И так во всех трех романах. Слово так ложилось во фразу.
ОтветитьУдалитьСергей Викторович, большое спасибо за интересный доклад. Кстати, Ваш голос во время его чтения я тоже слышала! Вопрос у меня возник про самого Гончарова, а не его героев. А был ли он когда-нибудь молодым? Ну бывает же, что люди рождаются уже "старыми"?
ОтветитьУдалитьСпасибо. Ох, был, был молодым. Правда изначально был степенным, "с чиновничьем лицом", как писали многие и Белинский в том числе. И совсем не таким ветренником как В. Боткин и компания. Скорее, как Обломов, влюбленный в Ольгу...
УдалитьСергей Викторович, большое спасибо за интересные наблюдения. Скажите, пожалуйста, а можно ли вспомнить какой-нибудь образ в литературе, который бы, наоборот, был стариком по возрасту, но в душе оставался бы молод? И как вы считаете, возможно ли такое в реальной жизни, или возраст всё-таки всегда тушит амбициозный огонь в человеке?
ОтветитьУдалитьДа таких примеров полно: от "старосветских помещиков" до деда Щукаря... Ответ на второй вопрос: наверное, с возрастом некоторые реализуют свои амбиции, и тогда "огонь" потухает. А другие - разочарование в своем предназначении... И так, и так...
УдалитьСергей Викторович, здравствуйте! Очень интересный доклад, спасибо! Согласны ли Вы со словами Штольца? ("...что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров...")
ОтветитьУдалитьЛично для меня? Так не получалось и не получается... Штольц мне не симпатичен. Но вот у Агафьи Матвеевны как гармонично получилось "ровное и медленное горение"!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Сергей Викторович. Очень интересно узнать ваше мнение. Как вы считаете, что страшнее для человека: постареть в биологическом плане и оставаться молодым душой, т.е. морально или же постареть морально, оставаясь молодым (биологически)?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо за интересный доклад. После его прочтения сразу хочется заново изучить биографию И. А. Гончарова и понять - что за причина способствовала такому раннему "старению" писателя? Возможно, вы мне поможете ответить на этот вопрос.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо за очень интересный доклад, наводящий на глубокие размышления. Сергей Викторович, как вы думаете, может ли "старость души" наступить в юношеском возрасте?
ОтветитьУдалитьСергей Викторович, здравствуйте! Спасибо за ваш интересный доклад. У меня вопрос, есть ли у старости какие-то границы? Ведь человек будучи молодым биологически может считаться стариком морально, и наоборот.
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток! Говоря о старости, стоит упомянуть о ее значении. Мудрость. Каждое произведение И.А. Гончарова носит такой характер. Писатель не говорит о том, что страдает из-за моральной старости, больше переживает за физическую. Тем не менее, вплоть до последних дней он остается в здравом рассудке. Как вы считаете, может ли человек в юном возрасте быть достаточно мудрым? И можно ли утверждать, что моральная старость может возникнуть в любом возрасте, ведь общество меняет свои ценности, взгляды, понятия довольно часто.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьС чем связан тот факт, что Штольц не сделался типичным для Обломовки поэтом, близким по образу жизни к старикам?