среда, 8 апреля 2020 г.

В. А. Поздеев. Репрезентация старости и времени в рассказе М.Горького «Одинокий»


М. Горький в своих произведениях не раз размышлял о времени, о течение времени, о конечность времени, о старости и смерти. В рассказе «Старуха Изергиль» Ларра, получив бессмертие, «стал уже как тень и таким будет вечно!», в поэме «Девушка и смерть», смерть говорит: «Я ведь честно времени служу… Каждою минутой дорожу», в рассказе «Разговор по душе. История мало вероятная, но вполне возможна» Пророк поет: «Жизнь – мгновение <…> Жизнь – минута – и живи /Тем, что просто и приятно!..».  В несколько ином контексте задуман рассказ «Одинокий» (1895), в котором Горький пытается показать через судьбу старого человека медленное течение времени и приближение к смерти.
Религиозно-философский подтекст рассмотренного нами рассказа Горького – свидетельство глубокого и искреннего желания молодого писателя понять и по-своему художественно запечатлеть время и исход времени в человеческой судьбе. Показать «чашу жизни», чашу человеческих мук, грехов, страданий, боли и конечности человека. Ранний Горький даёт тем самым некий ключ для понимания многих его произведений 1920-1930-х годов, которые до сей поры не прочитаны нами во всей полноте своего художественного смысла.


37 комментариев:

  1. Спасибо за доклад!
    Два вопроса:
    1. Опирается ли Горький в этом тексте на какие-то философские концепции - или ограничивается в первую очередь религиозными представлениями?
    2. Означает ли все сказанное, что в текстах Горького старость - прекращение течения времени? и что эта категория репрезентирует не движение времени, а постепенную остановку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На первый вопрос. Рассказ «Одинокий», вероятно, написан под впечатлением от прочтения повести А.П. Чехова «Скучная история» (1889), который был напечатан в сборнике «Хмурые люди» (1890). Об этом сборнике есть упоминание в письмах Горького Чехову. В рассказе есть некоторые текстовые отсылки к повести Чехова. Ранний Горький еще только постигал европейскую философию. Увлечение Ницше проявлялось в некоторых произведениях, но в данном рассказе этого влияния, на наш взгляд, не видно. В письме Чехову (1889) Горький отметил, что «Ницше где-то сказал: «Все писатели всегда лакеи какой-нибудь морали». По Горькому, человек – исходный пункт размышлений философа и художника, а также – конечная цель. Религиозный аспект в рассказе тоже скрыт рассуждениями о времени, о конце жизни. Библия у барина не раскрыта – это тоже знак. Однако автор говорит о фатальности, о законах «управляющими ими, но не ими созданными».
      На второй вопрос. Согласен, что для Горького «старость» – это время, стремящееся к концу. Можно привести в пример финал повести «Исповедь», которую Горький заканчивает так: «Смерть – тоже загадка, а я – разрешение жизни искал». Финал рассказа «Одинокий» тоже не предполагает остановку времени: писатель заканчивает тем, что идет дождь, воет осенний ветер.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ! Параллель с "Исповедью" - действительно интересный поворот, но, конечно, это уже будет не столько "сюжет старости", сколько "сюжет смерти".

      Удалить
  2. Вячеслав Алексеевич, спасибо за доклад. Мне кажется, что в этом рассказе старость изображается как подведение итогов жизни, какова жизнь – таковы итоги. Ключевыми здесь являются слова, которые Вы приводите: «не уметь оставить по себе никакой тени в жизни, никакого яркого, поучительного, памятного другим пятна».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен с Вами, что Горький в рассказе подводит итог жизни героя. Именно поэтому Горький поставил рассуждения старика об итогах во второй части (рассказ делится на 4 части), то есть как бы в середине рассказа. Этим писатель подчеркнул не только одиночество, но и ненужность прежней жизни старика. Вещи окружают его, но смысл, «дух» ушел.

      Удалить
  3. Спасибо за интересный доклад!
    У меня возник вопрос.
    Не могли бы Вы уточнить, пожалуйста, какие именно последующие произведения Горького могут быть объяснены, раскрыты с помощью этого рассказа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Горького много произведений с персонажами стариками, стоящими на пороге жизни и смерти. Это такие рассказы «Туман», «Пейзаж с фигурой» из сборника «За рубежом», рассказ «Отшельник», повести «Жизнь ненужного человека», «Исповедь». Очень часто Горький использует форму исповеди, например, «Карамора», или в повести «Исповедь» пишет: «Решил удавиться. Было это ночью, лежал я на постели одетый и маялся; в памяти жена стоит, ни в чём не повинная; синие глаза её тихими огнями теплятся, зовут. В окна месяц смотрит, на полу светлые тропы лежат – на душе ещё темнее от них. Вскочил, взял верёвку от птичьей сети, вбил гвоздь в матицу, петлю сделал и стул подставил. Захотелось мне пиджак снять, снял, ворот у рубахи порвал и вдруг вижу, на стене тайно мелькнуло чьё-то маленькое неясное лицо. Едва не закричал со страха, но понял, что это моё лицо в круглом Ольгином зеркале. Смотрю – вид безумный и жалостный, волосы встрёпаны, щёки провалились, нос острый, рот полуоткрыт, точно задыхается человек, а глаза смотрят оттуда замученно, с великой горечью».

      Удалить
  4. Спасибо за доклад,Вячеслав Алексеевич!
    Вопрос: "стариками родились вы, русские" - изрекает известная нам героиня М.Горького. На Ваш взгляд, считает ли автор эту нацию "неподвижной" во времени?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вопрос на первый взгляд «простой», но уловить динамику изменения взглядов на «русских» в творчестве «позднего» Горького довольно сложно. На наш взгляд, нет однозначной оценки.
      В 1930-е годы Горький в «идеологизированной» публицистике ратовал за пролетарский интернационализм, за равенство всех народов: «пролетариат доказал миру, что в его пёстро-племенной стране все племена и расы совершенно равны в правах на жизнь, на труд, на развитие своих культур».

      Удалить
  5. Спасибо за доклад!
    Вопрос. "Горький показывает парадокс: у барина нет будущего («у стариков нет будущего»), но нет и настоящего, фактически он мертв, также нет и прошлого, его остатки – это фантомы, воспоминания". Разделяете ли Вы точку зрения М. Горького?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В предыдущем ответе я отметил, что в рассказе Горький показывает человека, который разочарован прошлой жизнью, её ненужностью. А разве воспоминания о прошлом – это не фантомы? Мне кажется, Горький в этом прав.

      Удалить
  6. Вячеслав Алексеевич, спасибо за интереснейший доклад!
    У меня возник вопрос.
    Были ли у Горького какие-то причины обратиться именно к этой теме в своих произведениях?

    ОтветитьУдалить
  7. В предыдущем ответ я тоже отметил, что рассказ возможно написан под впечатлением творчества А.П.Чехова. Известно, что в 1887 г. жизненные неудачи приводят Горького к попытке самоубийства, поэтому тема смерти стала актуальна для писателя.
    Может быть еще одно простое объяснение. В 1895 г. Горький работает в газете «Самарская газета» в то время принадлежавшей С. И. Костерину. Чтобы привлечь читателя Горький пытается создавать различные по темам рассказы (он опубликовал в этой газете 40 рассказов). В рубрике «Между прочим (Мелочи, наброски и т.п.)», которую он вел, часто встречаются тексты, в которых Горький подчеркивает, что ничего в городе не случается. «Я развертываю газету, просматриваю хронику и вижу: скандалов нет! Почему нет? А вдруг потому, что мы приобщаемся к культуре? И я робко умиляюсь. Но через минуту я уже думаю: «А вдруг потому, что мы настолько утратили способность вообще к какой-либо деятельности, что даже и скандала сделать не можем?». Рассказ «Одинокий» написан как своеобразный отклик на либеральную «бездеятельность» и скуку в городе: «Он имел представление о законах морали и никогда без необходимости, по своей воле не шёл против них – он желал сохранить то внутреннее равновесие, которое зовут покойной совестью, и без необходимости не нарушал его».

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за доклад!
    Скажите пожалуйста, какую роль в рассказе М. Горького "Одиночество" играет концовка? Почему произведение не заканчивается смертью барина? Ведь с самого начала мы видим замедление времени, но не остановку.

    ОтветитьУдалить
  9. В вашем вопросе и заключен ответ. Горький показывает старика, который уже добровольно «заживо погребен» в своей комнате, для него время остановилось. На наш взгляд, рассказ «Одинокий» не столько о приближении физической смерти, сколько о смерти духовной, хотя писатель дает приметы физического приближения смерти. Финал можно трактовать по-разному: писатель заканчивает тем, что старик еще не умер, но идет дождь, воет осенний ветер (как я уже писал). Возможно писатель хотел подчеркнуть, что это природа «плачет» по утраченному. У Горького природные явления - своеобразный камертон сюжета и финала, например, в «Мальве» ¬– в начале и в конце «солнце смеялось», в «Старухе Изергиль» – «Море шумело глухо и печально», в «Челкаше» – «За дождем не видно было ни моря, ни неба…» и т.п. Еще А.П.Чехов отмечал, что Горький стремился писать «красиво», поэтому таковы концовки его произведений.

    ОтветитьУдалить
  10. Екатерина Кузина18 апреля 2020 г. в 02:48

    Спасибо за столь интересный доклад, Вячеслав Алексеевич. Вы указали, что кухарка является нитью связи главного героя с реальным миром, но так ли её появление важно для барина? По сути, он уже погребён в четырёх стенах своей комнаты, он ожидает скорой смерти, его ничего не интересует, даже в вопросе о том, поедет ли куда-то барин, как Вы сами и подчеркнули, скрывается утверждение о том, что герой останется на месте. Хотелось бы узнать поподробнее, какую же роль отводит М.Горький своей героине в данном рассказе и как она влияет на барина?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кухарка, как пишет Горький, единственные «близкий» барину человек. Она стоит в дверях, а дверь – это связь с миром живых. Однако, она может мыслиться как Весталка - хранительница очага. Или вещунья – Горький отмечает «вещает старуха». Барин, на наш взгляд, иронично относится к вопросу кухарки, к ее переводу времени на часах. А вот для писателя кухарка важный персонаж. Она стараясь скрыть зевоту, спрашивает сонно и равнодушно, она «напоминает своему барину закон времени», цикличность времени. Она, как бы над временем, над жизнью и смертью. Возможно Горький придавал этому персонажу и образ смерти, которая ждет своего времени, чтобы забрать старика (Вы никуда не пойдёте, барин?)

      Удалить
  11. Вячеслав Алексеевич , спасибо за интересный материал. Почему автор не показывает, как старик воспринимает смерть, переход в другой мир. Почему автор не описывает его чувства, мысли и прочее? На мой взгляд, это важно для полноты картины, для понимания и осмысления этой темы.

    ОтветитьУдалить
  12. Горький не акцентирует внимание читателей на эмоциональном восприятии стариком конца жизни. Для писателя важнее показать медленное «таяние» времени жизни. Однако все же в рассказе есть некоторые эмоции, например, старику приятно, что меньше на полчаса остаётся провести в одиночестве, или он не знает, где и как «заглушить неотвязное чувство близости конца».

    ОтветитьУдалить
  13. Какова роль временных глаголов в рассказе "Одинокий"? Могут ли они "сбить" с пути читателя , показывая не приближение к старости , а наоборот - стремление к долгой жизни ?

    ОтветитьУдалить
  14. Мне кажется, что Горький подводит к мысли все-таки о конце, а не о продолжении жизни старика. Главное - это течение/истечение времени: «Он слишком много жил…», «печальном ожидании конца концов».

    ОтветитьУдалить
  15. Анастасия Фиапшева19 апреля 2020 г. в 18:02

    Благодарю за такой познавательный доклад, Вячеслав Алексеевич. Удивляет на первый взгляд тема, которую затрагивает "ранний" Горький, т.е. это не просто тема жизни и смерти, тема одиночества. Здесь именно тема старости, с каким багажом входит человек в этот возраст. Безусловно, гениальность Горького помогла ему передать чувства человека, пребывающего в столь непростом возрасте. Да, старость - закат жизни, человек вольно или невольно подводит итоги прожитого. Но не кажется ли вам, что сам рассказ и его финал звучат достаточно пессимистично?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Горький наблюдал и старался показать разные жизненные ситуации, в том числе и трагические. Писатель в этот период во многих произведениях рисует пессимистичные финалы («Гривенник. Эпизод из жизни одного романтика», «Трубочист», «За бортом. Элегия», «Вода и ее значение в природе и жизни человека» и многие другие рассказы). На наш взгляд, в этот период (1880-1890) он страдал душевным расстройством (См.: Галант И.Б. Делирий Максима Горького), поэтому для него такие финалы были естественны.

      Удалить
  16. Спасибо за такой интересный материал. Как Вы считаете, не логичнее ли было закончить рассказ смертью барина? Ведь чем дальше идет повествование, тем больше замедляется время. Для героя оно "остановлено в вещах", он сам уже как будто умер: комната стала своеобразным гробом, Библия закрыта, акварельный портрет женщины, зовущий барина в загробный мир.
    Или же в этом рассказе необходима кольцевая композиция для создания образа бесконечного цикличного времени?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На наш взгляд, для Горького-художника было «логично» оставить старика в таком положении – на грани смерти. Такой финал – интрига, раздумья для читателя. Писатель композиционно «выстраивал» рассказ, потому что можно видеть в разных деталях и замедление времени, и цикличность, и конечность времени человека.

      Удалить
  17. Здравствуйте! Большое спасибо за интереснейший доклад.
    В процессе чтения рассказа я обратила внимание на следующий момент: несмотря на то, что старик живет в маленькой комнате, похожей на гроб, предметы в этой комнате зачастую изображаются большими ("Барин сидит в ГЛУБОКОМ кожаном кресле, перед БОЛЬШИМ письменным столом"; "маятник БОЛЬШИХ стенных часов"). Есть ли в этих деталях какой-нибудь подтекст?


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Татьяна Ивановна, подтекст всегда можно увидеть в любых деталях. Глубокое кресло и большие стенные часы, вероятно, как-то определяют «значимость» человека в прошлой жизни. Горький делает акцент на «больших стенных часах» не случайно. Мне кажется это важно писателю, потому что маятник больших часов медленно отсчитывает минуты жизни.

      Удалить
  18. Арина Осипова20 апреля 2020 г. в 16:52

    Здравствуйте, спасибо за увлекательный доклад! У меня возник вопрос. Почему, несмотря на то, что в жизни старика были и жена, и дети, и друзья самым дорогим воспоминанием для него является портрет на стене?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Горький подчеркивает, что портрет – «это самое дорогое воспоминание». Писатель очень тонко говорит о любви барина к жене: «любил жену, пока мог любить, после уважал её как подругу, но если она как-либо восставала против его желаний и поступков, как-либо стесняла его «я», он давал ей это чувствовать и в ссорах никогда не щадил её самолюбия». Вероятно, в этих мыслях автор завуалировано дает понять, что барин изменял жене. Остальные, кто и что окружали барина: служба, «друзья», даже дети, о которых барин думает, что они «едва ли будут способны искренно пожалеть о нём», не затрагивают личных, интимных воспоминаний.

      Удалить
  19. Вячеслав Алексеевич, можно ли предположить, что закрытая библия обозначает смирение? Барин, будто показывает Богу, что он готов к смерти, так как все предопределено.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Горький всеми деталями показывает, что барин готов к смерти. А Библия открыта, но он ее не читает, писатель подчеркивает, что герой «видит нечто фатальное, ожидающее его, оно уже близко».

      Удалить
  20. Александра Гуляева20 апреля 2020 г. в 23:30

    Вячеслав Алексеевич, спасибо Вам за такой интересный и глубокий доклад! Как мы видим из него, к старости у барина не осталось ничего: ни семьи, ни друзей, ни цели, ни желания жить, ни сна, ни сил, ни ясности в мозге. Нет у него и будущего, и настоящего, и прошлое под большим вопросом, так как оно сохранилось лишь в фантомных воспоминаниях. А раньше у него «всё было». В связи с этим возникает вопрос: можно ли сказать, что и раньше, в молодости и зрелости, у него не было ничего, если всё это не осталось надолго? Можно ли сказать, что он был одиноким не только в старости, а всю жизнь?.. Такое «одиночество в толпе», своего рода. На это может также указывать заглавие произведения.

    ОтветитьУдалить
  21. Да. Я согласен с вашей трактовкой и названия, и тех воспоминаний барина, которые отражают его духовное одиночество в прошлой жизни.

    ОтветитьУдалить
  22. Мария Александровна Тропина22 апреля 2020 г. в 10:46

    Вячеслав Алексеевич, спасибо за доклад! Я хотела бы узнать, почему вы использовали в названии статьи именно слово «репрезентация»? В чем именно заключается новизна горьковского образа?
    (Если я неверно истолковала значение данного слова, то прошу меня поправить)

    ОтветитьУдалить
  23. Слово репрезентация указывает на опосредованное отражение, в котором объект замещается так называемым означающим. Горький разными элементами текста представляет свое видение течение времени, старости, смерти. В рассказе автор воспроизводит опосредовано через какие-либо предметы, символы то, что он видел, слышал, чувствовал.

    ОтветитьУдалить